Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 4.

В начале темы необходимо определить общий характер рельефа и главные особенности рельефа России. Учащиеся под руководством учителя по физической карте находят крупнейшие равнины (низменности, возвышенности и плоскогорья) и определяют, как различаются равнины по высоте. Затем то же выполняется с горными массивами: выявляются их различия по высоте (низкие — от 500 до 1000 м, средние — от 1000 до 2000 м, высокие — более 2000 м). Анализируется порядок расположения крупных форм рельефа на территории России (равнин и гор), определяют высшие и низкие точки по карте. Учащиеся выясняют и делают выводы:

  • в рельефе России преобладают равнины;
  • равнины окаймлены горными системами;
  • поверхность имеет общий уклон к северу.

Затем выполняется практическая работа дома или в классе по нанесению на контурную карту крупнейших равнин и гор. Эта работа может быть заменена географическим диктантом.

Для объяснения происхождения основных форм рельефа и геологической истории территории России учащимся дается понятие о геологическом летоисчислении (если оно не изучалось в VII классе). В этих целях используется геохронологическая таблица, которая есть в учебнике и в виде наглядного пособия. Здесь важно рассказать и объяснить основные понятия: эра и период, основные эпохи горообразования, а также жизни растений и животных, эволюционное развитие и геологические революции (катаклизмы). Одновременно дается понятие о геологической и тектонической картах, об относительном и абсолютном возрасте горных пород. Анализ тектонической и физической карт позволяет понять, к каким тектоническим структурам приурочены крупнейшие равнины (Русская, Западно-Сибирская и др.), а также горные сооружения.

Понятия о подвижных и устойчивых участках земной коры, включая теорию литосферных плит, известны учащимся из VII класса. Поэтому необходимо их восстановить методом беседы по рисунку в учебнике или путем зарисовки в тетради, чтобы восстановить понятия о Евразийской литосферной плите и платформах на территории России. Учащимся объясняется развитие складчатых горных областей с использованием рисунка из учебника о тектонических структурах Земли. При помощи тектонической карты объясняются основные эпохи горообразований. Приводятся примеры палеозойских плит (Западно-Сибирская). Далее необходимо установить различия в происхождении полезных ископаемых платформ и складчатых областей. 1. В осадочных породах древних платформ встречаются преимущественно нерудные полезные ископаемые (соли, каменный уголь, газ, нефть, строительные материалы). 2. Рудные ископаемые (руды металлов) находятся преимущественно в кристаллических (магматических и метаморфических) породах древних платформ (КМА на Русской платформе). 3. Нерудные ископаемые обычно содержатся в осадочных толщах и образовались в связи с внедрением магмы (алмазы и графит на Сибирской платформе). 4. Рудные ископаемые в разрушенных древних горах (Урал, Тянь-Шань, Хибины, Забайкалье) в россыпях (платина, золото и др.). Здесь следует задать проблемный вопрос: как объяснить различный состав полезных ископаемых на Русской и Сибирской платформе, несмотря на общность их тектонического строения?

Очень важным является вопрос о развитии природы на территории России в течение четвертичного периода, о новейших тектонических движениях и оледенениях. Отметить роль древнего человека в преобразовании ландшафтов. Здесь необходимо с помощью геохронологической таблицы и тектонической карты объяснить необратимое развитие природы. Неотектонические движения привели к формированию современного облика горных стран. Все горные системы были омоложены новейшими сводово-глыбовыми движениями, и окончательно сформировались горы Альпийской складчатости. Можно привести данные о ледниковой теории и о морской теории происхождения поверхности Западно-Сибирской низменности.

Для более плодотворной дискуссии целесообразно дать опережающее задание учащимся — подготовить краткие сообщения о теории оледенений и морских трансгрессий.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Подготовка к экзамену Duolingo в Санкт-Петербурге видеособеседование (10 минут) Duolingo English Test определяет уровень владения английским языком и оценивает его по 160-балльной шкале с шагом в 5 баллов. Результат тестирования включает в себя общий балл, а также расшифровку баллов по категориям: Literacy, Conversation, Comprehension и Production.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005