Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 5.

Изучение климата России. На изучение темы о климате России обычно отводится 4 или 5 уроков.

Изучение темы начинается с выяснения понятия «климат» и основных климатообразующих факторов методом беседы. Устанавливается, в каких климатических поясах расположена территория России. Какое значение имеет климат в жизни людей нашей страны? Чем объясняется ухудшение климатических условий на Земле? Приводятся примеры о том, что 1 га леса ежегодно поглощает 15 т углекислого газа и выделяет 11 т кислорода. Выясняются основные климатообразующие факторы на территории России по основным сезонам года (весна, лето, осень, зима). Отмечается, что географическое положение (географическая широта) имеет первостепенное значение из всех климатообразующих факторов.

Новое понятие «солнечная радиация» (тепло и свет, излучаемые Солнцем) и как она измеряется вводится в курс с применением синхронного моделирования (изображение рисунком составных частей солнечной радиации). На рисунке на доске и в тетради отмечаются виды радиации: прямая и рассеянная, суммарная (приходящая прямая и рассеянная радиация), а также отраженная и поглощенная.

Необходимо особо обратить внимание в беседе по картам учебника на различия между суммарной и поглощенной радиацией. Например, на широте Архангельска, Салехарда и Верхоянска она различна. Почему она различается на одной широте? Где больше всего? Желательно выполнить рисунок на доске, а учащиеся в тетрадях о различных видах радиации.

Для сознательного усвоения понятий учащимся задаются вопросы, например.

1. Какая радиация преобладает в данное время в Санкт-Петербурге (прямая или рассеянная)? В каком месяце в Санкт-Петербурге преобладает прямая радиация (март, иногда апрель)?

2. Почему изолинии суммарной солнечной радиации резко отклоняются к северу восточнее р. Енисей? Здесь она выше — облачность меньше, чем на северо-западе. То же можно наблюдать в Казахстане к востоку от Каспия.

3. Почему человек в городе загорает медленнее, чем за городом? Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?

Обычно циркуляции атмосферы посвящается отдельный урок. Методом беседы воспроизводятся понятия о воздушных массах, известные учащимся из VII класса, и по климатической карте учитель рассматривает циркуляцию атмосферы на территории России как часть общей циркуляции атмосферы. Учитель обращает внимание учащихся на области высокого и низкого давления зимой. Например, почему приходит на территорию России арктический воздух из Арктики, почему воздух, приходящий из Атлантики, — теплый и влажный, а из пустынь — жаркий и сухой? Учитель подчеркивает, что преобладание тех или иных воздушных масс в сезоне года определяет тип климата. Далее идет объяснение учителя (с элементами беседы) о влиянии на климат России различных воздушных масс: арктических, ВМ умеренных широт и тропических воздушных масс по сезонам года. Почему морской умеренный воздух приходит зимой в Европейскую часть России и смягчает морозы, вызывает снегопады и оттепели, а летом умеряет жару?

Важный вопрос этой темы об «Атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах». Прежде всего, необходимо приемом объяснения выяснить понятие — «атмосферный фронт». Это узкие пограничные зоны, обычно несколько десятков километров, между различными воздушными массами. Эти переходные зоны между различными воздушными массами. Следует также объяснить понятия: «теплый фронт» и «холодный фронт» с применением рисунка из учебника. (Арктический фронт отделяет воздух умеренных широт от арктического воздуха (АФ), а полярный умеренный от тропического воздуха.)

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Купить встраиваемую бытовую технику, а также большой выбор встраиваемой бытовой.. Интернет-магазин Техпланета. Ру открыл пункт выдачи товара.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005