Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 9.

Весьма важное понятие «твердый сток». Это перемещение потоком взвешенных и влекомых твердых частиц в воде. От объема твердого стока зависит мутность воды, которую измеряют в граммах вещества в м3 воды (например, р. Кура выносит наносов около 36 млн т в год). Регулирование величин твердого стока имеет большое практическое значение: многие водохранилища подвержены интенсивному заиливанию (например, на Северном Кавказе Чирюртовское водохранилище на р. Сулак заилено на 99%).

Изучение озер, болот и подземных вод начинается беседой по выяснению понятий: Что такое озеро? Как образуются озера? Какое происхождение имеют их котловины? Какие озера знают учащиеся? Затем выделяются главные вопросы, которые будут рассмотрены на уроке. Выясняем, что главный вопрос — происхождение озерных котловин (тектонические, вулканические, плотинные, карстовые, ледниковые, лиманные, искусственные и т.д.). Как происходит эволюция озер в зоне избыточного увлажнения и в зоне недостаточного увлажнения? Здесь важно вспомнить понятия о сточных и бессточных озерах, в которых часто содержатся большие запасы солей (оз. Баскунчак давало 30%, а теперь более 60% добываемой поваренной соли в России).

В этом разделе также изучаются болота. Важно установить основную причину образования болот — избыточное увлажнение (10% территории России занято болотами, а в Ленинградской области — 11%). Их больше всего на севере страны в зонах избыточного увлажнения. Разделить болота по питанию и характеру растительности: низинные питаются главным образом подземными водами и верховые — за счет атмосферных осадков (обычно покрыты сфагновым мхом). Рассказать о значении торфа как ценного удобрения и топлива.

Подземные воды — еще один источник пресной воды на суше. Учитель показывает на схеме и рисунке в учебнике межпластовые и артезианские воды, подчеркивает значение подземных вод для водоснабжения и лечебных целей (минеральные воды «Ессентуки», «Нарзан» и др.). Области их распространения не видны на географических картах, иногда указываются только места их выхода на дневную поверхность или специализированные курорты.

В вопросе об охране вод важно разъяснить, что главной причиной ухудшения воды является ее загрязнение промышленными сточными водами. На уроке о водных ресурсах целесообразно провести вводную беседу о роли воды в жизни человека, выяснить, что такое круговорот воды в природе, какую роль он играет в деятельности человека, а также дать определение понятию «водные ресурсы». Затем учащиеся самостоятельно по тексту учебника в форме развернутого смыслового плана устанавливают влияние деятельности человека на водные ресурсы и мероприятия по их охране и восстановлению, а также стихийные явления, связанные с внутренними водами суши. После этого необходима заключительная беседа и оценка выполненных работ.

Изучение почв, растительного и животного мира, биологических ресурсов. Изучение темы о почвах и почвенных ресурсах предшествует теме о природных зонах по ряду важных причин:

1. Знания о почвах имеют большое значение для более полного понимания природного комплекса природной зоны. Почва — особое природное тело, в ней наиболее полно проявляется конкретный результат взаимозависимостей основных компонентов природной среды.

2. Почвы — важнейший природный ресурс для развития сельского хозяйства. Эти знания являются необходимой основой для важных понятий экономической географии.

3. Ученики VIII класса достаточно подготовлены (курсы физической географии и биологии растений), чтобы понять процесс образования почв.

На первом уроке учитель объясняет процесс образования почвы: разрыхление горных пород — выветривание, поселение растительности и животных, накопление гумуса и образование почвы. Далее в беседе выясняется само понятие — почва. Почва — поверхностный слой Земли, измененный под влиянием тепла, влаги, растительности и животных, обладающий плодородием и способный давать урожаи.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005