Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 9.
Весьма важное понятие «твердый сток». Это перемещение потоком взвешенных и влекомых твердых частиц в воде. От объема твердого стока зависит мутность воды, которую измеряют в граммах вещества в м3 воды (например, р. Кура выносит наносов около 36 млн т в год). Регулирование величин твердого стока имеет большое практическое значение: многие водохранилища подвержены интенсивному заиливанию (например, на Северном Кавказе Чирюртовское водохранилище на р. Сулак заилено на 99%).
Изучение озер, болот и подземных вод начинается беседой по выяснению понятий: Что такое озеро? Как образуются озера? Какое происхождение имеют их котловины? Какие озера знают учащиеся? Затем выделяются главные вопросы, которые будут рассмотрены на уроке. Выясняем, что главный вопрос — происхождение озерных котловин (тектонические, вулканические, плотинные, карстовые, ледниковые, лиманные, искусственные и т.д.). Как происходит эволюция озер в зоне избыточного увлажнения и в зоне недостаточного увлажнения? Здесь важно вспомнить понятия о сточных и бессточных озерах, в которых часто содержатся большие запасы солей (оз. Баскунчак давало 30%, а теперь более 60% добываемой поваренной соли в России).
В этом разделе также изучаются болота. Важно установить основную причину образования болот — избыточное увлажнение (10% территории России занято болотами, а в Ленинградской области — 11%). Их больше всего на севере страны в зонах избыточного увлажнения. Разделить болота по питанию и характеру растительности: низинные питаются главным образом подземными водами и верховые — за счет атмосферных осадков (обычно покрыты сфагновым мхом). Рассказать о значении торфа как ценного удобрения и топлива.
Подземные воды — еще один источник пресной воды на суше. Учитель показывает на схеме и рисунке в учебнике межпластовые и артезианские воды, подчеркивает значение подземных вод для водоснабжения и лечебных целей (минеральные воды «Ессентуки», «Нарзан» и др.). Области их распространения не видны на географических картах, иногда указываются только места их выхода на дневную поверхность или специализированные курорты.
В вопросе об охране вод важно разъяснить, что главной причиной ухудшения воды является ее загрязнение промышленными сточными водами. На уроке о водных ресурсах целесообразно провести вводную беседу о роли воды в жизни человека, выяснить, что такое круговорот воды в природе, какую роль он играет в деятельности человека, а также дать определение понятию «водные ресурсы». Затем учащиеся самостоятельно по тексту учебника в форме развернутого смыслового плана устанавливают влияние деятельности человека на водные ресурсы и мероприятия по их охране и восстановлению, а также стихийные явления, связанные с внутренними водами суши. После этого необходима заключительная беседа и оценка выполненных работ.
Изучение почв, растительного и животного мира, биологических ресурсов. Изучение темы о почвах и почвенных ресурсах предшествует теме о природных зонах по ряду важных причин:
1. Знания о почвах имеют большое значение для более полного понимания природного комплекса природной зоны. Почва — особое природное тело, в ней наиболее полно проявляется конкретный результат взаимозависимостей основных компонентов природной среды.
2. Почвы — важнейший природный ресурс для развития сельского хозяйства. Эти знания являются необходимой основой для важных понятий экономической географии.
3. Ученики VIII класса достаточно подготовлены (курсы физической географии и биологии растений), чтобы понять процесс образования почв.
На первом уроке учитель объясняет процесс образования почвы: разрыхление горных пород — выветривание, поселение растительности и животных, накопление гумуса и образование почвы. Далее в беседе выясняется само понятие — почва. Почва — поверхностный слой Земли, измененный под влиянием тепла, влаги, растительности и животных, обладающий плодородием и способный давать урожаи.