Методика изучения природных условий и ресурсов крупных территорий России. Часть 1.
Цели и задачи региональной части физической географии России сводятся к следующему:
1. Изучение проявления общих физико-географических закономерностей в пределах изученных территорий.
2. Формирование понятий об особенностях природы крупных природных районов России.
3. Установление взаимосвязи между отдельными компонентами природы в ТПК.
4. Изучение возможности хозяйственного использования природы и ее охраны.
Особенности отбора материала и методики изучения. Необходимо подбирать такой фактический материал, который бы убедительно раскрывал специфику природы региона. Например, отличия Русской равнины от Западно-Сибирской. При объяснении должны быть разработаны четкие сравнения по различию и сходству, показывающие проявление географических закономерностей на изучаемой территории (закона зональности, вертикальной поясности и т.п.).
В представлении данного учебного материала большое значение имеет беседа. Это связано с тем, что районному обзору предшествовал общий физико-географический обзор, поэтому все компоненты природы, входящей в регион, уже рассматривались. На этом этапе необходимо углубленное изучение природы по комплексам карт, которое проводится на основе составления характеристик и бесед по картам. Результаты изучения своей области используются для сравнения соответствующих компонентов природы. Большая роль отводится иллюстративным материалам и таким средствам обучения, как картины, кинофильмы и т.п.
Необходимо создать образ изучаемого региона, чтобы учащиеся могли представить облик ландшафтов равнин и горных стран. Что касается других методов обучения: объяснения, использования наглядности и других, то они применяются в зависимости от содержания изучаемого вопроса. Например, при изучении растительности целесообразно показать основных представителей растительности — использовать гербарий.
В системе уроков преобладают комбинированные уроки, а в конце крупных тем — уроки обобщающего повторения. Необходимо выделять время на самостоятельные и практические работы по картам, учебникам и другому дополнительному дидактическому материалу.
Особенности методики изучения природных условий и ресурсов на примере Русской равнины. На изучение этой темы обычно отводится 4-5 уроков. Прежде чем приступить к изучению непосредственно Русской равнины, необходимо методом беседы и объяснения изучить взаимодействие компонентов природного комплекса на примере лесной зоны по рисунку в учебнике. Сначала необходимо выяснить по рисунку (схеме) взаимодействующие компоненты природного комплекса (солнечную радиацию, атмосферные осадки, лесную растительность, почвы, животный мир, горные породы и рельеф), а затем взаимодействующие процессы: поступление солнечной радиации, осадков, расход солнечной энергии растениями на образование органического вещества, различные виды испарения, вымывание органических веществ в почве и другие процессы.
Необходимо задать вопросы: в чем проявляется круговорот воды? В чем проявляется круговорот солнечной энергии, а также вещества между компонентами лесной зоны?
Учащиеся должны прийти к выводу о том, что изменение одного компонента в природном комплексе приводит к изменению других, а затем и всего комплекса; усвоить, что в целях наиболее рационального использования природных ресурсов человек должен знать, как протекают природные процессы, и как они будут протекать при воздействии на них человека.
Далее объясняется необходимость более глубокого изучения природных комплексов крупных территорий России в целях наиболее рационального использования природных ресурсов и их охраны. Определяется, по каким признакам выделяются эти территории: рельефу, геологическому строению, проявлению широтной зональности на равнинах и высотной поясности в горах.