Методические материалы, статьи

Методика изучения природных условий и ресурсов крупных территорий России. Часть 4.

Большая часть территории Русской равнины относится к бассейну р. Волги, на которой завершено строительство каскада ГЭС и водохранилищ. Вторая по величине река — Днепр берет начало на Валдайской возвышенности.

Питание рек южного склона смешанное, преимущественно снеговое, в меньшей мере дождевое и подземное. Они, как и северные реки, имеют весеннее половодье. Летом в степной и полупустынной зоне многие мелкие речки пересыхают. Зимой реки перемерзают, причем сроки ледостава последовательно уменьшаются от северных территорий к южным, при том, что даты вскрытия последовательно отодвигаются с юга на север. Склоны долин покрыты густой сетью оврагов и балок, образованию которых способствуют ливневые дожди. Сравнение режима рек северного и южного склона выполняется при сопоставлении физической, геологической и климатической карт.

При изучении озер необходимо показать зависимость их размещения от рельефа, режима — от климата. Так, например, на северо-западе равнины многие котловины имеют сложное происхождение. Ладожское и Онежское озера образовались в тектонических впадинах, преобразованных ледником. Вода этих озер холодная, характерны сгонно-нагонные явления, штормы, что затрудняет плавание. Замерзают они в декабре-феврале, вскрываются в марте-апреле. Онежское озеро с Белым морем соединено Беломоро-Балтийским каналом. Объяснение материала сопровождается показом кинофильмов о реках и озерах.

Зональные природные комплексы Восточно-Европейской равнины. При изучении природных зон Русской равнины, как и других равнинных территорий, ставится задача углубить понятие о широтной зональности природы.

При изучении природных комплексов (ПК) учащиеся должны усвоить:

1. Особенности географического положения.

2. Отличительные особенности природы этого ПК от других.

3. Взаимосвязи между компонентами природы рассматриваемой территории.

При рассмотрении географического положения природных комплексов Русской равнины необходимо (по карте растительности и четвертичного оледенения) установить, как изменилось положение растительных зон на Русской равнине к настоящему времени. Затем следует последовательно рассмотреть зональное распределение природных комплексов, сменяющих друг друга в направлении с севера на юг. При этом необходимо, чтобы учащиеся усвоили:

1. Условия формирования природной зоны данного типа и ведущие факторы, определяющие его существование, например тундры и лесотундры.

2. Особенности почвенно-растительного покрова и животного мира. В связи с этим рассматриваются взаимосвязи: холодный климат с избыточным увлажнением обуславливает в тундре и лесотундре развитие тундрово-глеевых почв, болот, озер и речек.

При изучении материала следует применять беседу по картинам или просмотр кинофильма.

Ограниченность времени не позволяет рассматривать глубоко все природные зональные комплексы. Поэтому учащиеся по заданию учителя остальные зональные природные комплексы анализируют самостоятельно и составляют комплексную характеристику по картам (частично выполняя дома).

При выполнении самостоятельных работ необходимо обучить учащихся построению физико-географического профиля. Нужно последовательно давать задания построить профиль рельефа, затем нанести геологическое строение, климатические показатели, типы почв и растительности. Раньше это рекомендовалось сделать для Западно-Сибирской низменности. Теперь это можно сделать, начиная с Русской равнины, используя рисунок в учебнике. В завершении составления профиля наносятся природные зоны.

Важный вопрос «Природные ресурсы и охрана природы». Работа по оценке ресурсов выполняется по отдельным природным компонентам и в целом. Для Русской равнины отмечается, что ее равнинность и климат благоприятны для использования ее почвенно-растительных и водных ресурсов. Огромные площади плодородных черноземных почв дают высокие урожаи. Подзолистые почвы при правильном использовании также дают высокие урожаи зерновых и овощных культур. Созданные каскады водохранилищ на реках служат для получения электроэнергии, водоснабжения, транспорта, орошения и рыбного хозяйства. Активно используются полезные ископаемые: железные руды КМА и других месторождений, уголь, нефть, газ, поваренная соль. Леса дают ценную древесину. Богатства велики, но не безграничны. Их надо использовать рационально, соблюдая закономерности развития природы. Особенно важно подчеркнуть необходимость создания очистных сооружений и оборотного водоснабжения различных видов производств.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
клининговые услуги в спб цены Санкт-Петербургская клининговая компания с низкими ценами без скрытых комиссий. Клининговая компания СПБ. «Чистая линия» — уборка квартир, офисов и других помещений.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005