Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 1.
Основные проблемы экономической географии и степень их отражения в школьном курсе географии. Перестройка школьных дисциплин, в том числе и экономической географии, осуществляемая в настоящее время, направлена на подъем их научного уровня, что особенно требуется в связи с переходом народного хозяйства на рыночную экономику.
В школьном курсе экономической географии усилено внимание к теоретическим вопросам и сделан упор на объяснение причинно-следственных связей. Знакомство учащихся с теоретическими вопросами, которые составляют научный потенциал экономической географии, важнейшими проблемами и главными задачами этой науки — цель этой части курса географии.
Рассмотрим основные научные проблемы экономической географии, необходимые для школьного курса:
1. Научно-техническая революция, размещение производства и рыночная экономика.
Научно-техническая революция и переход на рыночную экономику оказывают огромное влияние на размещение производства, население, развитие экономических районов. При этом главная задача экономической географии остается прежней — решение вопросов рационального размещения производства в стране. Важнейшее направление экономико-географических исследований в период научно-технической революции — изучение системы взаимодействующих территориально-производственных комплексов разного масштаба, как основы рациональной территориальной организации производительных сил. С этим вопросом тесно связаны исследования в области географии населения: изучение закономерностей расселения, разработка научных основ районной планировки, изучение процессов урбанизации.
2. Проблема охраны и воспроизводства природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Вопросы охраны и воспроизводства природных ресурсов должны рассматриваться как необходимая составная часть производства. Только при таком подходе наиболее правильно и объективно может быть решена эта проблема.
3. Проблема инфраструктуры производственных территориальных комплексов.
Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства и инженерных сооружений, обеспечивающих условия для размещения и деятельности основных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также жизни населения. Сюда относится транспорт, водохозяйственные сооружения, линии электропередачи и мелиоративные сооружения. Живые дома, сеть учреждений культуры, просвещения и др., питания составляют социальную инфраструктуру. Без инфраструктуры производство не может функционировать, поэтому ее роль в размещении производства первостепенна.
4. Проблема внедрения метода математического моделирования может быть решена при достаточном обеспечении школ вычислительной техникой.
5. Метод энергопроизводственных циклов, который позволяет определить закономерности формирования ТПК и взаимообусловленность их структуры. Этот метод позволяет подойти к типологии экономических районов. К сожалению, этот метод не включен в программу школьной географии.
Как отражаются эти научные проблемы в школьном курсе экономической географии? Как уже было отмечено, Н. Н. Баранский справедливо считал, что между методологией и методикой больше сходства, чем различия, и обоснование методических положений в значительной степени дается методологией.
Важнейшее положение методики любого учебного предмета — отбор научного материала, необходимого и нужного для школы. При этом следует учитывать объем курса, возраст учащихся (14 лет), знания, которые необходимы молодым людям, вступающим в жизнь.