Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 2.
Поскольку в IX классе впервые вводится курс экономической географии, то естественно, что здесь необходимо включение в первый раздел общих понятий: отрасль, промышленность, межотраслевой комплекс народного хозяйства и т.д. В курсе физической географии этот вопрос решается в специальном начальном курсе физической географии 6 класса. Эту роль в курсе экономической географии выполняет «Общий экономический географический обзор», в который включены общие вопросы экономики и организации производства.
Экономическая география остается единственной в школе дисциплиной, которая решает задачу экономического образования учащихся, что требует определенной его «экономизации», т.е. усиления экономических аспектов во всех разделах и введения в курс новых специальных понятий.
«Районная» часть курса ограничена рассмотрением особенностей развития отраслей специализации при кратком знакомстве с другими группами отраслей. Специализация при этом дается как сущность района, связанная с его природными и экономическими условиями.
В районных обзорах рассмотрены особенности экономико-географического положения, вопросы оценки природных и трудовых ресурсов, а в первых темах сделаны выводы, подводящие к пониманию особенностей специализации. Особенности ТПК выявляются при углубленном изучении в ходе самостоятельного выполнения учащимися заданий с использованием метода энергопроизводственных циклов. Применение этого метода имеет определенный методический смысл: активизируется работа учащихся, которые делают «самостоятельно» выводы, кроме того, эта работа помогает усвоению важнейшего мировоззренческого положения о тесной взаимозависимости различных элементов народного хозяйства. и в то же время знакомство с теорией энергопроизводственных циклов — удачное завершение отраслевого раздела.
Основателем метода, энергопроизводственных циклов является Н. Н. Колосовский. Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) — это устойчивые объединения взаимосвязанных производственных процессов, развивающихся вокруг одного основного.
В научном отношении это метод планирования и проектирования производительных сил, метод обоснования организации производственно-территориальных комплексов. Основная идея этого метода состоит в том, что при размещении предприятий надо учитывать, что они, обладая самостоятельностью, в то же время являются частью целого хозяйства всего района и страны. Такой подход считается системным.
В Поволжском экономическом районе ведущим ЭПЦ, имеющим всероссийское значение, принят нефтегазохимический ЭПЦ. По таблице учебника изучаются вопросы по выяснению основного производства, завершающего производства, вспомогательного производства и стадий цикла. Итогом беседы должен быть вывод о том, что нефтегазохимический ЭПЦ Поволжья является полным, развивается на собственном сырье, все производства, организации, соответствующие стадии, имеют республиканское значение.
Практическую работу по изучению ЭПЦ Восточно-Сибирского экономического района проводят в процессе изучения нового материала с вычерчиванием схемы цикла.