Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 2.

Поскольку в IX классе впервые вводится курс экономической географии, то естественно, что здесь необходимо включение в первый раздел общих понятий: отрасль, промышленность, межотраслевой комплекс народного хозяйства и т.д. В курсе физической географии этот вопрос решается в специальном начальном курсе физической географии 6 класса. Эту роль в курсе экономической географии выполняет «Общий экономический географический обзор», в который включены общие вопросы экономики и организации производства.

Экономическая география остается единственной в школе дисциплиной, которая решает задачу экономического образования учащихся, что требует определенной его «экономизации», т.е. усиления экономических аспектов во всех разделах и введения в курс новых специальных понятий.

«Районная» часть курса ограничена рассмотрением особенностей развития отраслей специализации при кратком знакомстве с другими группами отраслей. Специализация при этом дается как сущность района, связанная с его природными и экономическими условиями.

В районных обзорах рассмотрены особенности экономико-географического положения, вопросы оценки природных и трудовых ресурсов, а в первых темах сделаны выводы, подводящие к пониманию особенностей специализации. Особенности ТПК выявляются при углубленном изучении в ходе самостоятельного выполнения учащимися заданий с использованием метода энергопроизводственных циклов. Применение этого метода имеет определенный методический смысл: активизируется работа учащихся, которые делают «самостоятельно» выводы, кроме того, эта работа помогает усвоению важнейшего мировоззренческого положения о тесной взаимозависимости различных элементов народного хозяйства. и в то же время знакомство с теорией энергопроизводственных циклов — удачное завершение отраслевого раздела.

Основателем метода, энергопроизводственных циклов является Н. Н. Колосовский. Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) — это устойчивые объединения взаимосвязанных производственных процессов, развивающихся вокруг одного основного.

В научном отношении это метод планирования и проектирования производительных сил, метод обоснования организации производственно-территориальных комплексов. Основная идея этого метода состоит в том, что при размещении предприятий надо учитывать, что они, обладая самостоятельностью, в то же время являются частью целого хозяйства всего района и страны. Такой подход считается системным.

В Поволжском экономическом районе ведущим ЭПЦ, имеющим всероссийское значение, принят нефтегазохимический ЭПЦ. По таблице учебника изучаются вопросы по выяснению основного производства, завершающего производства, вспомогательного производства и стадий цикла. Итогом беседы должен быть вывод о том, что нефтегазохимический ЭПЦ Поволжья является полным, развивается на собственном сырье, все производства, организации, соответствующие стадии, имеют республиканское значение.

Практическую работу по изучению ЭПЦ Восточно-Сибирского экономического района проводят в процессе изучения нового материала с вычерчиванием схемы цикла.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005