Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 4.
Третий аспект — историческое изменение роли природных ресурсов и их влияния на развитие и размещение производства. Понимание этого вопроса осуществляется путем изучения топливно-энергетического баланса народного хозяйства, сырьевой базы химической промышленности, нефтедобывающей промышленности и других, а также усвоения понятий «потенциальные ресурсы», экономическая оценка природных условий и ресурсов. Фактический материал показывает, что с развитием хозяйства расширяется количество используемых ресурсов, но изменяется и роль старых ресурсов. Например, добыча нефти в Западной Сибири стала возможна благодаря развитию народного хозяйства в России.
В 30-е и 40-е годы XX в. добыча нефти в Западной Сибири была невозможна, а в 60-е годы техническая оснащенность позволила начать добычу нефти.
Четвертый, главный аспект — при всей важности и необходимости природы как естественной базы производства, она не определяет его развитие. Развитие хозяйства определяется уровнем развития производства и социально-экономическим строем.
Различаются два этапа или стадии эколого-экономической оценки природных ресурсов: качественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов; количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов.
Качественная оценка природных ресурсов сводится к выполнению качественно-сравнительной характеристики природных ресурсов и целесообразности их использования в настоящее и будущее время.
Например, можно дать экономическую оценку Тунгусского каменноугольного бассейна и Канско-Ачинского буроугольного бассейнов. Путем сравнения их по типовому плану доказывается целесообразность использования в будущее время Канско-Ачинского бассейна.
Количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов включает следующее:
- анализ и учет запасов ресурса (запасы на единицу площади);
- оценка качества, состав и долю полезных элементов;
- условия эксплуатации (глубина, мощность пластов и т.п.);
- расходы на единицу получаемой продукции — себестоимости;
- определение освоенности и заселенности территории;
- оценка транспортных условий;
- определение себестоимости продукции;
- возможности сохранения окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов.
Примером для сравнительной количественной экономической оценки могут быть Кузнецкий и Тунгусский бассейны. Содержание учебника позволяет ответить учащимся на все вопросы плана.
Методика изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства. Сложность методики изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства связана с тем, что в каждой из тем урока вводятся новые общие экономико-географические понятия. Основными понятиями этой темы являются: предприятия, комплекс отрасли промышленности, концентрация, специализация и кооперирование производств.
Отрасль промышленности — комплекс промышленных предприятий страны, выпускающих однородную продукцию и имеющих единое исходное сырье (автомобильная, тракторная, приборостроение и др., электроника, атомная, микробиологическая, пищевая и другие). Специализация — выпуск однородной продукции. Особенно важно объяснить внедрение достижений НТР, создания научно-производственных объединений.
Необходимо объяснить учащимся, что преобразование хозяйства России происходит в исключительно неблагоприятных условиях распада экономических связей между бывшими республиками СССР.