Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии как учебная дисциплина. Часть 3.

Общая методика преподавания биологии тесно связана со всеми частными методиками. Ее теоретические положения базируются на частнометодических достижениях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Следовательно, методика как учебный предмет едина, ибо в ней согласованно сочетаются общая и особенные части.

Выразителями особенной части общей методики преподавания биологии являются частные методики. Представим краткие их характеристики.

Методика преподавания природоведения способствует получению будущими учителями знаний о целях и задачах курса, содержании естественно-научного материала, а также формах, методах и средствах его усвоения. На уровне конкретных методик они получают практические умения по организации преподавания и учения школьников.

Методики изучения растений, грибов, бактерий и лишайников обеспечивают будущих специалистов знаниями о целях и задачах курса. Они ориентируют их на выяснение методических особенностей усвоения учащимися представлений о названных объектах — строении, функционировании, взаимосвязях, эволюции, сообществах, использовании и охране. Такими особенностями являются широкое использование натуральных наглядных средств (живых существ и их частей), методы физиологического опыта, моделирования ботанических объектов, образного рассказа и беседы на уроках, лабораторных и практических работах, экскурсий.

Методика изучения животных знакомит будущих учителей с целями и задачами курса, содержанием материала о животном организме, многообразии животных, их индивидуальном и историческом развитии, изменениях в животном мире под воздействием человека. Она ориентирует на усвоение таких форм, методов и средств, которые обеспечивают качественную подготовку учащихся. К ним можно отнести уроки изучения нового материала, уроки-практикумы, уроки-проекты, медиа-уроки, экскурсии; методы описания внешнего строения животных, анализа их органов и систем органов, мысленного эксперимента при использовании натуральных, изобразительных и технических средств.

Методика изучения организма человека ориентирует студентов на усвоение знаний и способов деятельности, связанных с восприятием и осмыслением учащимися особенностей биологии человека. Для этого им важно знать о специфических методах обучения. Таковыми являются реальный и мысленный физиологический эксперименты, причинное объяснение процессов жизнедеятельности организма, комплексное описание органов и их систем. Они успешнее реализуются на уроках проблемного обучения, самостоятельной, лабораторной и практической работы, исследовательской направленности.

Методика изучения раздела «Общая биология» предполагает усвоение будущими специалистами форм, методов и средств, с помощью которых внимание учащихся акцентируется на теоретической важности и практической значимости общечеловеческого материала, сущности биологических теорий и концепций, разработанных на основе взаимосвязи с химической, физической, экологической, географической, медицинской, сельскохозяйственной науками.

Обозначенная методика предполагает также знакомство с ролью общей биологии в профильном обучении учащихся старших классов.

Изложенное выше позволяет утверждать, что освоение методики преподавания биологии будущими специалистами связано с профессиограммой учителя. Она является идеальной моделью квалификационной подготовки специалиста и отражает такие важнейшие аспекты деятельности учителя биологии, как обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, коммуникативная, организационная и исследовательская.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Назначение ПЭТВ-2 Термопластичность - 200° С. Применяемый лак - полиэфирный. Пробивное напряжение - не менее 4 900 В.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005