Методика преподавания биологии как учебная дисциплина. Часть 3.
Общая методика преподавания биологии тесно связана со всеми частными методиками. Ее теоретические положения базируются на частнометодических достижениях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Следовательно, методика как учебный предмет едина, ибо в ней согласованно сочетаются общая и особенные части.
Выразителями особенной части общей методики преподавания биологии являются частные методики. Представим краткие их характеристики.
Методика преподавания природоведения способствует получению будущими учителями знаний о целях и задачах курса, содержании естественно-научного материала, а также формах, методах и средствах его усвоения. На уровне конкретных методик они получают практические умения по организации преподавания и учения школьников.
Методики изучения растений, грибов, бактерий и лишайников обеспечивают будущих специалистов знаниями о целях и задачах курса. Они ориентируют их на выяснение методических особенностей усвоения учащимися представлений о названных объектах — строении, функционировании, взаимосвязях, эволюции, сообществах, использовании и охране. Такими особенностями являются широкое использование натуральных наглядных средств (живых существ и их частей), методы физиологического опыта, моделирования ботанических объектов, образного рассказа и беседы на уроках, лабораторных и практических работах, экскурсий.
Методика изучения животных знакомит будущих учителей с целями и задачами курса, содержанием материала о животном организме, многообразии животных, их индивидуальном и историческом развитии, изменениях в животном мире под воздействием человека. Она ориентирует на усвоение таких форм, методов и средств, которые обеспечивают качественную подготовку учащихся. К ним можно отнести уроки изучения нового материала, уроки-практикумы, уроки-проекты, медиа-уроки, экскурсии; методы описания внешнего строения животных, анализа их органов и систем органов, мысленного эксперимента при использовании натуральных, изобразительных и технических средств.
Методика изучения организма человека ориентирует студентов на усвоение знаний и способов деятельности, связанных с восприятием и осмыслением учащимися особенностей биологии человека. Для этого им важно знать о специфических методах обучения. Таковыми являются реальный и мысленный физиологический эксперименты, причинное объяснение процессов жизнедеятельности организма, комплексное описание органов и их систем. Они успешнее реализуются на уроках проблемного обучения, самостоятельной, лабораторной и практической работы, исследовательской направленности.
Методика изучения раздела «Общая биология» предполагает усвоение будущими специалистами форм, методов и средств, с помощью которых внимание учащихся акцентируется на теоретической важности и практической значимости общечеловеческого материала, сущности биологических теорий и концепций, разработанных на основе взаимосвязи с химической, физической, экологической, географической, медицинской, сельскохозяйственной науками.
Обозначенная методика предполагает также знакомство с ролью общей биологии в профильном обучении учащихся старших классов.
Изложенное выше позволяет утверждать, что освоение методики преподавания биологии будущими специалистами связано с профессиограммой учителя. Она является идеальной моделью квалификационной подготовки специалиста и отражает такие важнейшие аспекты деятельности учителя биологии, как обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, коммуникативная, организационная и исследовательская.