Методика формирования биологических понятий. Часть 2.
Формирование понятия продолжается на основе наблюдения над конкретными предметами при выделении их различных свойств. Например, в результате наблюдений представителей семейства розоцветных учащиеся могут обозначить несколько признаков — разнообразие жизненных форм растений, прямостоячий стебель, наличие либо простых (у яблони, сливы, вишни), либо сложных (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины) листьев при развитии прилистников, наличие обоеполого цветка с двойным околоцветником, чашечки из пяти чашелистиков, венчика околоцветника из пяти ярко окрашенных и нередко ароматных лепестков, большого числа тычинок в цветках, одного или множества пестиков, цветков одиночных или собранных в соцветия, широкого разнообразия плодов. На основе анализа указанных свойств из них выделяют наиболее существенные — это прежде всего строение цветка, которое условно обозначается с помощью двух вариантов формулы цветка розоцветных растений. И наконец, на основе абстрагирования этих свойств путем закрепления в термине (суждении) «особенности анатомо-морфологического строения розоцветных растений» происходит обобщение и формулирование понятия «розоцветные — это группа цветковых растений...».
Формирование понятия в данном случае — результат восхождения от анализа и синтеза свойств биологических предметов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение. Основными этапами формирования понятия являются: 1) обобщение неосознанных представлений биологических предметов определенного предмета; 2) обнаружение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков изучаемых биологических предметов; 3) выделение из обнаруженных свойств наиболее существенных и их осмысление; 4) обобщение существенных свойств биологических предметов, формулирование понятия и углубление его содержания.
Индуктивный способ формирования понятий сходен с ассоциативным, в котором исходными являются биологические предметы. При индуктивном подходе в качестве исходных могут быть не только конкретные предметы или представления, но и абстрактные понятия. Данный способ направляет мысль учащихся в сравнении, классификации, обобщении. Типичным примером индуктивного формирования понятия является работа по введению понятия о клетке в разделе «Растения». На первом уроке после кратких пояснений учителя о необходимости и способах изучения внутреннего строения органов растения, а также демонстрации увеличительных приборов проводятся лабораторные занятия. Учащиеся рассматривают сначала невооруженным глазом, затем в ручную лупу кусочек зрелого плода томата, а в штативную лупу препарат кожицы лука. На основе пояснения учителя и результатов наблюдения совместными усилиями формируется вывод, что растения имеют клеточное строение и клетки имеют разнообразную форму.
На втором уроке учащиеся после знакомства с микроскопом рассматривают с его помощью препарат кожицы лука, делают схематический рисунок в тетради и надписывают названия частей клетки. Затем рассматривают препарат листа элодеи. Делают вывод о строении клетки: «Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи покрыта оболочкой, под которой расположена цитоплазма, а в ней находятся ядро и пластиды. В клетке имеются вакуоли, наполненные клеточным соком. Все органы растения имеют клеточное строение». На третьем уроке с помощью демонстрационных материалов (таблицы, мультимедиа-средства и пояснение учителя) учащиеся убеждаются в том, что растительные клетки, имеющие общее происхождение, одинаковое строение и выполняющие сходные функции, образуют ткани — образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие и механические. На основе анализа и сравнения формулируется вывод более высокого порядка: «Все органы растения имеют клеточное строение. Клетки образуют ткани. Растение — многоклеточный организм».