Методические материалы, статьи

Методика формирования биологических понятий. Часть 2.

Формирование понятия продолжается на основе наблюдения над конкретными предметами при выделении их различных свойств. Например, в результате наблюдений представителей семейства розоцветных учащиеся могут обозначить несколько признаков — разнообразие жизненных форм растений, прямостоячий стебель, наличие либо простых (у яблони, сливы, вишни), либо сложных (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины) листьев при развитии прилистников, наличие обоеполого цветка с двойным околоцветником, чашечки из пяти чашелистиков, венчика околоцветника из пяти ярко окрашенных и нередко ароматных лепестков, большого числа тычинок в цветках, одного или множества пестиков, цветков одиночных или собранных в соцветия, широкого разнообразия плодов. На основе анализа указанных свойств из них выделяют наиболее существенные — это прежде всего строение цветка, которое условно обозначается с помощью двух вариантов формулы цветка розоцветных растений. И наконец, на основе абстрагирования этих свойств путем закрепления в термине (суждении) «особенности анатомо-морфологического строения розоцветных растений» происходит обобщение и формулирование понятия «розоцветные — это группа цветковых растений...».

Формирование понятия в данном случае — результат восхождения от анализа и синтеза свойств биологических предметов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение. Основными этапами формирования понятия являются: 1) обобщение неосознанных представлений биологических предметов определенного предмета; 2) обнаружение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков изучаемых биологических предметов; 3) выделение из обнаруженных свойств наиболее существенных и их осмысление; 4) обобщение существенных свойств биологических предметов, формулирование понятия и углубление его содержания.

Индуктивный способ формирования понятий сходен с ассоциативным, в котором исходными являются биологические предметы. При индуктивном подходе в качестве исходных могут быть не только конкретные предметы или представления, но и абстрактные понятия. Данный способ направляет мысль учащихся в сравнении, классификации, обобщении. Типичным примером индуктивного формирования понятия является работа по введению понятия о клетке в разделе «Растения». На первом уроке после кратких пояснений учителя о необходимости и способах изучения внутреннего строения органов растения, а также демонстрации увеличительных приборов проводятся лабораторные занятия. Учащиеся рассматривают сначала невооруженным глазом, затем в ручную лупу кусочек зрелого плода томата, а в штативную лупу препарат кожицы лука. На основе пояснения учителя и результатов наблюдения совместными усилиями формируется вывод, что растения имеют клеточное строение и клетки имеют разнообразную форму.

На втором уроке учащиеся после знакомства с микроскопом рассматривают с его помощью препарат кожицы лука, делают схематический рисунок в тетради и надписывают названия частей клетки. Затем рассматривают препарат листа элодеи. Делают вывод о строении клетки: «Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи покрыта оболочкой, под которой расположена цитоплазма, а в ней находятся ядро и пластиды. В клетке имеются вакуоли, наполненные клеточным соком. Все органы растения имеют клеточное строение». На третьем уроке с помощью демонстрационных материалов (таблицы, мультимедиа-средства и пояснение учителя) учащиеся убеждаются в том, что растительные клетки, имеющие общее происхождение, одинаковое строение и выполняющие сходные функции, образуют ткани — образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие и механические. На основе анализа и сравнения формулируется вывод более высокого порядка: «Все органы растения имеют клеточное строение. Клетки образуют ткани. Растение — многоклеточный организм».

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
iphone сервис Читать все отзывы на Yandex. Отличный сервис в центре Москвы. Цены вполне приемлемы.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005