Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 5.
На примере области влажных экваториальных лесов Африки, показателей ее климатических условий, растительного фона и границ учащиеся убеждаются в реальности образа природной зоны (ПК). Сопоставление климатической, почвенной, карты растительности и карты природных зон поможет учащимся утвердиться во взаимообусловленности площадей и границ этих компонентов природы.
В итоге работы учащиеся убеждаются, что характеристику природной зоны можно дать по карте с привлечением учебника, и что текст в учебнике дается по определенному плану.
Затем учитель дает характеристику почвенно-растительного покрова и животного мира природной зоны. Причем характеристика дается лишь главнейшим представителям растительности и животного мира, называются типичные его представители. Особенно важно сравнить природную зону одного материка с аналогичными зонами других материков. Например, при изучении саванн Африки целесообразно познакомить из растений с баобабом, зонтичной акацией, а из животных — слонами, львами и жирафами. При изучении экваториальных лесов рассмотреть: сейбо-дерево (I древесный ярус), хлебное дерево, бананы — нижний ярус (травянистый), а из фауны — бегемота и муху цеце. Лучше всего показать этих представителей на картине или в фильме, рассказать об их особенностях. А при изучении Южной Америки для характеристик тропических и экваториальных лесов рекомендуется отобрать: шоколадное дерево, тапира и муравьеда, а для саванн — араукарию, пуму и броненосца. Очень хорошо показать этих представителей на картинах, назвать их отличительные особенности.
Характеристика растений и животных должна сопровождаться объяснением причин, обусловивших их внешний облик и значение в хозяйстве (по картинам, фильмам), и обязательно с привлечением имеющихся у школьников знаний из курса биологии растений и животных, природоведения и начального курса географии.
Необходимо предусмотреть практическую работу по контурным картам с целью нанесения границ и заливкой цветом природных зон в пределах материков. Такая работа направлена на закрепление в памяти границ природных зон. Для этой же цели выполняются упражнения по сопоставлению карт почв и природных зон с физической картой.
Ученикам задается вопрос о том, какие в этом районе почвы и растительность. Полезны в этом отношении «путешествия» по карте. На вопрос: «Как происходит смена природных зон вдоль меридиана (например, по 20° в.д. Африки)?»
В результате изучения природных зон учащиеся должны знать и называть характерные особенности растительности, почв и животного мира, показывать взаимозависимость между ними и климатом, представлять характер использования почв и растений, уметь работать с картами (сопоставлять, анализировать, правильно показывать природные зоны на карте).
I. Методика проведения занятий с демонстрацией фильмов, кроме целевой установки, до просмотра фильма, т.е. для какой цели просматривается фильм, предполагает обязательную беседу после фильма. В этой беседе учитель задает вопросы учащимся, направленные на установление причинно-следственных взаимосвязей. Примером в этом отношении могут быть фильмы о природных зонах Африки.
II. Методический прием изучения природных зон материков бригадами может применяться при обобщающем повторении при изучении первого материка Африки, а также при изучении нового материала о природных зонах других материков.
Класс разбивается на несколько бригад, совершающих воображаемое путешествие по природным зонам материка.
III. Методический прием чтения учителем или учениками отрывков, характеризующих ту или иную природную зону с последующим анализом характерных признаков и определением природной зоны. Этот прием наиболее эффективен при обобщающем повторении или опросе в начале урока.