Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 5.

На примере области влажных экваториальных лесов Африки, показателей ее климатических условий, растительного фона и границ учащиеся убеждаются в реальности образа природной зоны (ПК). Сопоставление климатической, почвенной, карты растительности и карты природных зон поможет учащимся утвердиться во взаимообусловленности площадей и границ этих компонентов природы.

В итоге работы учащиеся убеждаются, что характеристику природной зоны можно дать по карте с привлечением учебника, и что текст в учебнике дается по определенному плану.

Затем учитель дает характеристику почвенно-растительного покрова и животного мира природной зоны. Причем характеристика дается лишь главнейшим представителям растительности и животного мира, называются типичные его представители. Особенно важно сравнить природную зону одного материка с аналогичными зонами других материков. Например, при изучении саванн Африки целесообразно познакомить из растений с баобабом, зонтичной акацией, а из животных — слонами, львами и жирафами. При изучении экваториальных лесов рассмотреть: сейбо-дерево (I древесный ярус), хлебное дерево, бананы — нижний ярус (травянистый), а из фауны — бегемота и муху цеце. Лучше всего показать этих представителей на картине или в фильме, рассказать об их особенностях. А при изучении Южной Америки для характеристик тропических и экваториальных лесов рекомендуется отобрать: шоколадное дерево, тапира и муравьеда, а для саванн — араукарию, пуму и броненосца. Очень хорошо показать этих представителей на картинах, назвать их отличительные особенности.

Характеристика растений и животных должна сопровождаться объяснением причин, обусловивших их внешний облик и значение в хозяйстве (по картинам, фильмам), и обязательно с привлечением имеющихся у школьников знаний из курса биологии растений и животных, природоведения и начального курса географии.

Необходимо предусмотреть практическую работу по контурным картам с целью нанесения границ и заливкой цветом природных зон в пределах материков. Такая работа направлена на закрепление в памяти границ природных зон. Для этой же цели выполняются упражнения по сопоставлению карт почв и природных зон с физической картой.

Ученикам задается вопрос о том, какие в этом районе почвы и растительность. Полезны в этом отношении «путешествия» по карте. На вопрос: «Как происходит смена природных зон вдоль меридиана (например, по 20° в.д. Африки)?»

В результате изучения природных зон учащиеся должны знать и называть характерные особенности растительности, почв и животного мира, показывать взаимозависимость между ними и климатом, представлять характер использования почв и растений, уметь работать с картами (сопоставлять, анализировать, правильно показывать природные зоны на карте).

I. Методика проведения занятий с демонстрацией фильмов, кроме целевой установки, до просмотра фильма, т.е. для какой цели просматривается фильм, предполагает обязательную беседу после фильма. В этой беседе учитель задает вопросы учащимся, направленные на установление причинно-следственных взаимосвязей. Примером в этом отношении могут быть фильмы о природных зонах Африки.

II. Методический прием изучения природных зон материков бригадами может применяться при обобщающем повторении при изучении первого материка Африки, а также при изучении нового материала о природных зонах других материков.

Класс разбивается на несколько бригад, совершающих воображаемое путешествие по природным зонам материка.

III. Методический прием чтения учителем или учениками отрывков, характеризующих ту или иную природную зону с последующим анализом характерных признаков и определением природной зоны. Этот прием наиболее эффективен при обобщающем повторении или опросе в начале урока.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Вторые газовые котлы более экономичны, так как максимальная мощность необходима.. Конденсационные котлы. Эти газовые котлы при своей работе использую не только энергию сгорающего природного или сжиженного газа, но и тепло отработавших газов, которое в обычных газовых котлах в прямом смысле выбрасывается в трубу. Достигается это за счет использования дополнительного теплообменника-конденсатора из коррозионно-стойкой стали, который конденсирует отработанные газы, повышая КПД котла на 5-7%.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005