Методические материалы, статьи

Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 1.

Цели и структура курса. В настоящее время существуют два различных подхода к изучению географии России: традиционный и интеграционный. Первый — традиционный, аналогичный изучению курса «География СССР», когда в VIII классе изучалась природа, а в IX классе — население и хозяйство. Этот подход является в настоящее время преобладающим в практике школы в связи с тем, что по новому, интеграционному подходу еще отсутствуют апробированные учебники и учебные пособия.

Появление нового интеграционного подхода к изучению России, когда должны одновременно изучаться природа и хозяйство, обусловлено рядом важных причин. Важнейшей причиной появления нового подхода является интеграция физической и экономической географии в единую науку — географию. География изучает природные условия географических пространств и возможности их хозяйственного использования. Объясняется это тем, что в настоящее время на значительных территориях Земли существуют определенные системы природно-антропогенного характера, и давно уже нет чисто природных систем. В составе этих систем очень много природно-технических систем, развивающихся под интенсивным воздействием человека. В связи с этим главным принципом конструирования содержания курса «География России» является комплексность.

Школьники должны изучать целостные географические пространства или регионы, в которых развивается многосторонняя жизнь человека. Цель курса состоит в изучении структуры, динамики и закономерностей развития природно-антропогенных систем. Все географические объекты должны рассматриваться по отношению к человеку, как влияние природы на все стороны жизни человека и обратное влияние человека на состояние природы. Необходимо формировать знания о социальных особенностях географических пространств (уровень жизни, образование, здравоохранение и т.п.).

Реализация принципов комплексности и гуманистической направленности курса позволяет усилить экологическую сторону географических знаний. Создается возможность выявления причин возникновения экологических проблем и путей их решения. При изучении современного народного хозяйства России необходимо показать две тенденции его ведения в историческом прошлом: российскую и западно-европейскую. Если в первой, российской тенденции, исторически складывалась артельность ведения хозяйства, то во второй — конкурентность и экономическая инициатива.

Интегрированное изучение природы и хозяйства в учебниках еще в достаточной мере не освещено. Поэтому в методике изучения России в школе в настоящее время превалирует раздельное изучение природы России в VIII классе, а населения и хозяйства в IX классе.

В 1996 г. были опубликованы новые программы изучения школьной географии, разработанные тремя учеными коллективами. В этих программах имеются и программы изучения географии России. Сотрудниками факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена предложена трехуровневая программа изучения школьной географии. В ней предусматривается три уровня сложности обучения географии: компенсирующий, основной (базовый) и углубленный.

В программах, разработанных И. И. Бариновой, В. П. Дроновым и В. М. Манусовым, предусмотрены два уровня сложности обучения географии. Первый уровень соответствует требованиям, изложенным в федеральном стандарте, и является минимумом, который достаточен для общего среднего образования. Второй уровень содержит требования более высокой сложности, превышающие требования минимума объема знаний стандарта.

В новой разноуровневой программе факультета географии РГПУ (1996) предусматривается реализация интеграционного подхода и для этого предлагается следующая структура курса «География России», изучаемого в VIII и IX классах по 2 часа в неделю:

VIII класс (68 часов):

Введение (3 часа).

Раздел I. Границы и географическое положение России (2 часа).

Раздел II. История исследования и хозяйственного освоения России (4 часа).

Раздел III. Население и трудовые ресурсы. Политико-административное, деление России (4 часа).

Раздел IV. Природа России (26 часов).

Раздел V. Хозяйство России (23 часа).

Раздел VI. География нашей жизни (3 часа).

IX класс (68 часов):

Раздел VII. География своей области, края, республики (18 часов).

Раздел VIII. Географические районы России (42 часа).

Раздел IX. Межрайонные и внешние экономические связи России (3 часа).

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Уникальная возможность купить диплом университета, института или колледжа Если Вам необходим документ о том, что Вы окончили техникум либо колледж, никаких проблем. Купить настоящий диплом у нас Вы сможете без всяких проблем. При этом Ваша конфиденциальность полностью гарантирована.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005