Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 1.
Цели и структура курса. В настоящее время существуют два различных подхода к изучению географии России: традиционный и интеграционный. Первый — традиционный, аналогичный изучению курса «География СССР», когда в VIII классе изучалась природа, а в IX классе — население и хозяйство. Этот подход является в настоящее время преобладающим в практике школы в связи с тем, что по новому, интеграционному подходу еще отсутствуют апробированные учебники и учебные пособия.
Появление нового интеграционного подхода к изучению России, когда должны одновременно изучаться природа и хозяйство, обусловлено рядом важных причин. Важнейшей причиной появления нового подхода является интеграция физической и экономической географии в единую науку — географию. География изучает природные условия географических пространств и возможности их хозяйственного использования. Объясняется это тем, что в настоящее время на значительных территориях Земли существуют определенные системы природно-антропогенного характера, и давно уже нет чисто природных систем. В составе этих систем очень много природно-технических систем, развивающихся под интенсивным воздействием человека. В связи с этим главным принципом конструирования содержания курса «География России» является комплексность.
Школьники должны изучать целостные географические пространства или регионы, в которых развивается многосторонняя жизнь человека. Цель курса состоит в изучении структуры, динамики и закономерностей развития природно-антропогенных систем. Все географические объекты должны рассматриваться по отношению к человеку, как влияние природы на все стороны жизни человека и обратное влияние человека на состояние природы. Необходимо формировать знания о социальных особенностях географических пространств (уровень жизни, образование, здравоохранение и т.п.).
Реализация принципов комплексности и гуманистической направленности курса позволяет усилить экологическую сторону географических знаний. Создается возможность выявления причин возникновения экологических проблем и путей их решения. При изучении современного народного хозяйства России необходимо показать две тенденции его ведения в историческом прошлом: российскую и западно-европейскую. Если в первой, российской тенденции, исторически складывалась артельность ведения хозяйства, то во второй — конкурентность и экономическая инициатива.
Интегрированное изучение природы и хозяйства в учебниках еще в достаточной мере не освещено. Поэтому в методике изучения России в школе в настоящее время превалирует раздельное изучение природы России в VIII классе, а населения и хозяйства в IX классе.
В 1996 г. были опубликованы новые программы изучения школьной географии, разработанные тремя учеными коллективами. В этих программах имеются и программы изучения географии России. Сотрудниками факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена предложена трехуровневая программа изучения школьной географии. В ней предусматривается три уровня сложности обучения географии: компенсирующий, основной (базовый) и углубленный.
В программах, разработанных И. И. Бариновой, В. П. Дроновым и В. М. Манусовым, предусмотрены два уровня сложности обучения географии. Первый уровень соответствует требованиям, изложенным в федеральном стандарте, и является минимумом, который достаточен для общего среднего образования. Второй уровень содержит требования более высокой сложности, превышающие требования минимума объема знаний стандарта.
В новой разноуровневой программе факультета географии РГПУ (1996) предусматривается реализация интеграционного подхода и для этого предлагается следующая структура курса «География России», изучаемого в VIII и IX классах по 2 часа в неделю:
VIII класс (68 часов):
Введение (3 часа).
Раздел I. Границы и географическое положение России (2 часа).
Раздел II. История исследования и хозяйственного освоения России (4 часа).
Раздел III. Население и трудовые ресурсы. Политико-административное, деление России (4 часа).
Раздел IV. Природа России (26 часов).
Раздел V. Хозяйство России (23 часа).
Раздел VI. География нашей жизни (3 часа).
IX класс (68 часов):
Раздел VII. География своей области, края, республики (18 часов).
Раздел VIII. Географические районы России (42 часа).
Раздел IX. Межрайонные и внешние экономические связи России (3 часа).