Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 2.
В практической работе интеграционный подход пока реализовать не удается. В настоящее время обычно в VIII классе изучаются первые четыре раздела, включая раздел о природе России, а в IX классе изучаются разделы о населении и хозяйстве России, географии своей области, экономические районы России, а также межрайонные и внешние экономические связи России. Вместе с тем, планирование изучения этого, курса в VIII и IX классах подчинено наличию конкретных учебников. По учебнику А. И. Алексеева и В. В. Николиной — население, хозяйство и экономические районы целесообразно изучать в IX классе, а природу России и ее регионов можно изучать по учебнику И. И. Бариновой «Природа России».
Интегрированный подход по одновременному изучению природы и хозяйства России в настоящее время реализовать затруднительно в связи с отсутствием апробированных учебников и методических пособий.
Требования к отбору учебного материала. Первая часть курса географии России дает учащимся определенные физико-географические понятия и знания о природных богатствах нашей Родины, а также политико-административном делении и использовании природных богатств человеком, что является необходимой основой для изучения экономической и социальной географии России.
Отбор учебного материала по курсу географии России осуществляется на основе следующих принципов:
1. Учебный материал должен освещать вопросы, прочно устоявшиеся в данной науке. Объем и характер представления материала должен обеспечивать раскрытие основных географических закономерностей развития природы, сообщать о существовании различных научных теорий и гипотез. Так, при изучении четвертичных оледенений в России целесообразно сообщить или дать опережающее задание о теории морских трансгрессий.
2. Учебный материал должен отражать наиболее типичные черты, создающие образ территории, влияние человека на природу, виды и последствия ее хозяйственного использования, а также раскрыть суть мероприятий по охране и воспроизводству природы в современных условиях, познакомить в историческом аспекте учащихся с перечнем мероприятий Советской власти по охране природы.
3. Отобранный учебный материал должен быть доступным учащимся и способствовать формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения, чувств патриотизма и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
4. Предоставленный материал по содержанию и построению должен способствовать развитию у учащихся интереса к познанию природы нашей Родины, формированию опыта и активизации их познавательной творческой деятельности. Большое значение в этом отношении имеет осуществление аналитического принципа обучения. Примером может быть постановка проблемного вопроса: почему при общности тектонического строения Русской и Сибирской платформ полезные ископаемые их недр различны?
5. Учебный материал должен отражать влияние основных этапов исторического развития России на ее географическое, геополитическое положение и экономическое развитие. Физическая география изучает природную среду в непрерывном изменении и развитии. Всегда при изучении природы необходимо ее рассматривать в историческом аспекте. Такой подход поможет учащимся сознательнее овладеть учебным материалом. Исторический подход необходим для уяснения особенностей природы и хозяйства России. В связи с этим в программе содержатся вопросы о геологической истории территории России (особенно древнего оледенения) и анализ геохронологической таблицы в виде практической работы. Особенно важно обратить внимание на происхождение тех или иных полезных ископаемых. 6. Содержание учебного материала должно способствовать формированию у учащихся определенного круга политических знаний и важных практических умений и навыков. В VIII классе учащиеся должны овладеть следующими важнейшими умениями и навыками
Чтение карт. В VII классе средней школы учащиеся умеют пользоваться картами различного содержания. Умение учащихся различать и определять по цвету на карте формы рельефа, определять его высоту по шкале еще не переходит в навык. В VIII классе происходит значительное закрепление навыка чтения рельефа, например, за счет того, что учащиеся получают более глубокие понятия о емкости картографических приемов (выразительность рисунка горизонталей), о происхождении и истории формирования рельефа и т.д.