Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 3.
Задача курса географии VII класса состоит в том, чтобы привести в систему умения учащихся читать карты различного физико-географического содержания и прочно закрепить навыки чтения карт. Навык чтения карт по курсу VIII класса состоит в следующем. Учащиеся должны соблюдать определенный порядок в чтении новой для них карты: наименование карты, масштаб, знакомство с легендой, проведение общего обзора карты с целью выяснения ее назначения и типа, выполнить ряд отдельных заданий, направленных на раскрытие темы данного урока. По существу, названный порядок чтения карты — это типовой план работы по карте. Навык чтения карт значительно закрепляется при проведении специальных практических работ, в процессе которых учащиеся строят гипсометрические, геологические, физико-географические профили.
Описание природы местности по картам осуществляется путем совместного анализа карт различного содержания. Этот прием «совмещения» карт знаком учащимся с VII класса, когда они знакомятся с ним под руководством учителя. Для составления характеристики природных условий ТПК или региона учащимся VIII класса предлагается определенный типовой план:
1. Физико-географическое положение и границы территории.
2. Характеристика рельефа (геологическое строение, преобладающие формы рельефа, их высоты и его происхождение).
3. Характеристика климата (преобладающие ветры, давление и температура в январе и в июле, годовое количество осадков). Это делается по картам атласа и стенной климатической и физической картам. Сопоставление климатических и орографических показателей позволяет выявить влияние рельефа на климат.
На основе сопоставления физической и климатической карт составляется характеристика внутренних вод (линии заложения долин, порожистость, направление течения рек и стока озерных впадин, предопределенный рельефом характер питания и режима рек по сезонам года).
Последовательные ответы на пункты плана приведут к грамотной оценке природных условий изучаемого района с целью использования его природных ресурсов и выработки рекомендаций необходимых природоохранных мероприятий.
Умения и навыки по проведению наблюдений в природе. Учащиеся в VIII классе должны выполнять наблюдения, необходимые для практически полезных рекомендаций для народного хозяйства (умения характеризовать погоду за день, неделю, месяц и год, делать прогнозы погоды на ближайшее время; работать с приборами, определять глубину реки простейшим лотом, скорости течения поплавками, определять рост оврагов, зарастание озера, прогнозировать образование оползней и обвалов).
Учащиеся должны уметь выполнять глазомерную съемку местности. При проведении факультативных экскурсий в природу на местности может быть выполнена глазомерная съемка небольшого участка местности с использованием прямой и обратной засечек. При выполнении этой работы отрабатываются навыки работы с простейшими приборами (рулетка, компас, школьный нивелир).
Определение минералов и горных пород по внешним признакам (блеск, цвет, твердость и т.п.) целесообразно осуществлять на факультативных занятиях и при работе на местности во время экскурсий, при изучении своей области. Учащиеся должны знать железную руду (красный, бурый и магнитный железняк), марганцевую руду, бокситы, калийную и поваренную соль, фосфориты, апатиты, каменный и бурый уголь, нефелины, а также горные породы: гранит, песчаник, известняк, песок, глину; уметь их определять простейшим способом.
7. Учебный материал и весь ход обучения географии в VIII классе должен быть построен на краеведческом материале. Применение краеведческого подхода обусловлено необходимостью обеспечения наглядности обучения географии, целями наиболее полного познания общих закономерностей развития природы и показа их проявления на конкретном местном материале, необходимостью развития у учащихся в процессе обучения практических умений и навыков наблюдать явления в природе.
Осуществление краеведческого подхода возможно только при условии систематической работы по сбору и анализу местного краеведческого материала. Особенно важны краеведческие материалы при изучении темы «Своя область», где обобщаются знания об отдельных элементах природы родного края. При рассмотрении хозяйственной деятельности населения необходимо изучать вопросы о влиянии особенностей географического положения и природных богатств на развитие местных отраслей народного хозяйства.