Методические материалы, статьи

Методика формирования библиографической компетентности. Содержание работы.

Библиографическая компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной деятельности по ориентированию в мире книг. Библиографическая компетентность — это качество личности, понимаемое как степень владения учеником библиографической компетенцией.

Система формирования библиографической компетенции включает знания о структуре книги, гигиене чтения, об основных способах библиографической помощи, доступных младшим школьникам: картотеке обложек, книжных выставках, алфавитном и тематическом каталогах, аннотированном каталоге. На основе этих знаний формируются умения, способствующие ориентировке в книжном мире:

  • соблюдать правила гигиены чтения;
  • называть книгу, указывая автора и название книги;
  • ориентироваться в книге, пользоваться ее справочным аппаратом;
  • определять основное содержание книги по названию, иллюстрациям, оглавлению, аннотации;
  • находить нужную книгу, используя алфавитный и тематический каталоги;
  • подбирать книги определенного автора (на определенную тему) и оформлять книжную выставку;
  • подбирать материал по заданной теме, пользуясь справочной литературой, детской периодикой.

Мотивы формируются у младших школьников в соответствии с целью их деятельности в каждом конкретном случае. Так, освоить правила гигиены чтения детям помогает игровая мотивация: играя в «Зеркало» ученики копируют позу девочки, изображенной на плакате, и (или) действия учителя и таким образом учатся организовывать свое рабочее место, правильно держать книгу, ровно сидеть, переворачивать страницы за уголок. При починке библиотечных книг или оформлении книжной выставки формируются альтруистические мотивы, что важно не столько для библиографической компетентности, сколько для формирования общей культуры учащихся. Формирование основных библиографических знаний и умений требует создания процессуальных и результативных мотивов. Младшего школьника, как известно, легче заинтересовать процессом деятельности, чем ее результатом, поэтому часто игровые мотивы сопровождают формирование процессуальной и результативной мотивации. Мотивы саморазвития начинают формироваться у учащихся начальных классов в творческой деятельности: выборе книг для подготовки сообщений, подборе материала для журнала, создании классного каталога и т.п.

Использование полученных в школе знаний и умений в самостоятельной учебной и досуговой деятельности требует определенных усилий не только от младшего школьника. Успешное овладение библиографической компетентностью возможно только при тесном взаимодействии всех участников общения: ученика, учителя, библиотекаря и родителей. Ученик неслучайно занимает в этом перечне первое место — он является субъектом обучения, а не предметом воздействия.

Библиографические знания и умения являются составной частью программы по литературному чтению, основная цель которой — обучение восприятию художественного произведения и развитие речи учащихся, для первоначального знакомства с библиографическими знаниями выделяются специальные библиографические уроки или фрагменты уроков литературного чтения. Закрепление полученных знаний и формирование умений требуют длительной тренировки и обычно проводятся при выполнении упражнений. Опыт показывает, что даже овладев умениями при выполнении специальных упражнений на уроке литературы, ученики быстро теряют их, если данные умения оказываются невостребованными в повседневной деятельности. Поэтому целесообразно выделить в учебных программах других школьных дисциплин те моменты, когда использование библиографических знаний помогает решить учебную задачу. При организации учебной деятельности библиографические знания станут средством достижения результата, ребенок ощутит потребность в данных знаниях, и поэтому их закрепление и формирование соответствующих умений будет носить естественный характер.

С. Кислинская

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
автономного области http: //avitovape.ru/ ©2016. Все права защищены. Все логотипы и торговые Марки на данном сайте.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005