Методические материалы, статьи

Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 1.

При знакомстве с методикой обучения сочинениям разных видов возьмем за основу классификацию сочинений по источнику впечатлений (материала), поскольку это основание учитывает специфику рождения замысла.

Разные виды информации требуют неодинаковых интеллектуальных усилий при их вербализации. Информация, полученная через органы чувств без участия речи, труднее всего переводится в речь. К сочинению по личным впечатлениям лучше обращаться, когда у ребенка уже есть некоторый опыт литературного творчества.

Для данного вида сочинений особое значение приобретает выбор темы. Тема не только должна относиться к событию, пережитому всеми учениками, но воспринятому индивидуально, но должна и задавать ракурс его описания, т.е. формировать замысел. Например: «Ожидание чуда» — сочинение-повествование о праздновании Нового года или дня рождения, «Дорога из школы домой вчера и сегодня» — сочинение-описание с заданной речевой ситуацией, влияющей на восприятие обстановки (вчера еще была поздняя осень, сегодня выпал первый снег, вчера поссорился с другом, сегодня помирился), «Как я испугался» — юмористическое сочинение о напрасно пережитом страхе и т.д.

При подготовке к сочинению по личным впечатлениям особое внимание надо уделить выбору языковых средств, адекватно отражающих авторский замысел.

Рассмотрим подготовку к юмористическому сочинению «Как я испугался».

Уже при постановке учебной задачи побуждаем детей вспомнить прочитанные книги и найти те выразительные средства, которые помогут выразить собственные чувства: «Сегодня у нас будет "страшный" урок, потому что мы будем учиться рассказывать страшные истории. Наверно, с каждым из вас когда-нибудь происходила такая история. Вспомните случай, когда что-либо вас сильно напугало, а потом оказалось, что страх был напрасным. Думаю, вам хотелось поделиться своими впечатлениями с близкими людьми. Но как трудно бывает рассказать о случившемся так, чтобы слушатели поняли вас, испытали те же чувства, что и вы. Давайте поучимся у детских писателей рассказывать страшные истории. Как вы думаете, чьи произведения нам помогут, герои каких рассказов испугались чего-либо?»

Обращаемся к знакомым детям рассказам, перечитываем отдельные фрагменты, организуем наблюдение над текстом с помощью специальных вопросов и заданий:

  • Вспомните, как Е. И. Чарушину в «Страшном рассказе» удалось испугать читателей. Как он описывал место действия, что подчеркивал в своем описании? Говорилось ли в рассказе Е. И. Чарушина о том, чего именно испугались мальчики? Помните, что страшно всегда неизвестное; если вы хотите, чтобы ваши слушатели волновались за вас, не открывайте сразу причину своего страха.
  • Ощущения своих персонажей Е. И. Чарушин и Н. Н. Носов («Живая шляпа») передавали, описывая, что мальчики видят и слышат. Какой знак препинания помог Чарушину передать странные звуки, услышанные мальчиками? Как произносили свои реплики герои Носова? Почему слова мальчиков при записи были разделены автором на слоги, а некоторые слоги повторялись несколько раз? Какие знаки препинания стояли в конце реплик?

Выразительность рассказу помогут придать фразеологизмы, и хотя младшие школьники еще не знакомы с этим понятием, их языковой опыт позволяет ощутить экспрессию устойчивых оборотов речи:

  • Помните русскую пословицу: «У страха глаза велики»? Когда человек испуган, он может преувеличивать. Какие выражения из сходных по значению кажутся вам более подходящими для страшной истории: «стемнело» или «наступила кромешная тьма», «испугался» или «душа ушла в пятки», «побежал» или «бросился сломя голову»?

Итак, поскольку в основе сочинения лежит личный, индивидуальный опыт ребенка, помощь учителя заключается в том, чтобы помочь воскресить этот опыт в памяти и познакомить учеников с различными языковыми средствами, уместными в данной речевой ситуации. Выбор эпизода, отбор выразительных средств каждый ребенок осуществляет самостоятельно.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
ремонт экрана ноутбука На сегодняшний день мы можем предложить своим клиентам качественный ремонт, обслуживание и модернизацию ноутбуков и компьютеров, ЖК мониторов, жестких дисков. В том числе мы проводим сложный ремонт на специальном оборудовании, предлагаем оригинальные запчасти от официальных поставщиков с возможностью установки мастером в нашем центре. Также наши специалисты могут выполнить полную очистку техники от пыли, обслуживание системы охлаждения и многое другое.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005