Методические материалы, статьи

Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 2.

Сочинение по наблюдению специфично тем, что мотив речи должен возникнуть из желания поделиться теми впечатлениями, которые появляются в процессе наблюдения. Следовательно, сам объект наблюдения должен вызывать у младшего школьника живой эмоциональный отклик. Для рождения замысла необходима целенаправленность наблюдений, их соотнесенность с темой сочинения и подкрепление информации, получаемой с помощью органов чувств, словом. Сочинение по наблюдению учит детей всматриваться, замечать детали, воспринимать предметы и явления с определенной точки зрения.

Сочинение можно провести в игровой форме, например, предложить детям поиграть в журналистов и подготовить репортаж «Утро школьного дня». Обсуждается план наблюдений: кто первым приходит в школу, в какое время приходит основная масса детей, что происходит в гардеробе, что делают ученики разных классов до начала уроков и т.д. Распределяются «наблюдательные посты»: на крыльце, в гардеробе, в рекреации, у учительской. На следующее утро класс приходит в школу раньше всех, ученики занимают свои посты, наблюдают, делают заметки для памяти. На уроке работают в группах, делятся своими наблюдениями, каждая группа составляет фрагмент общего репортажа.

Наблюдение за природой воспитывает «родственное внимание» (М. Пришвин), бережное отношение ко всему живому. Можно предложить сочинение в художественном стиле на тему «Приглядись, и ты увидишь...». На экскурсии в парк, в лес просим детей присесть, раздвинуть траву и всмотреться в открывшийся мир. Можно задать ракурс рассмотрения: написать сочинение от имени щенка, впервые попавшего в лес. Приняв точку зрения вымышленного персонажа, дети должны постараться увидеть мир его глазами, передать те детали и подробности, которые непременно заметит данный герой. Так, щенок, вероятно, больше внимания обратит на запахи, чем на цвет растений, его, в первую очередь, заинтересует все, что движется. Итак, наблюдение, специально организованное учителем, — необходимый этап данного вида сочинений. План наблюдений составляется вместе с детьми, в процессе наблюдений ученики могут делать записи для себя, фиксировать свои впечатления, отмечать важные факты. В классе обсуждаются результаты наблюдений, восстанавливаются в памяти детали, составляется текст сочинения.

К сочинениям по личным впечатлениям можно отнести и жанр зарисовки. Это лирическое сочинение-миниатюра, вызванное ярким эмоциональным переживанием. Такие сочинения трудно планировать заранее, поскольку они предполагают отклик на сиюминутное впечатление, рожденное жизнью, а не специально организованное учителем в процессе наблюдения. Возможные темы зарисовок: «Первая капель», «Моя осень», «Облака над городом», «Порывистый ветер», «Путешествие по лужам» и т.д.

Сочинения на основе литературных источников (сочинение по аналогии) являются самым распространенным видом творческих работ на уроках литературы в старших классах и чаще всего носят рефлексивный характер. Для младших школьников литературно-критическая работа пока труднодоступна, впечатления о прочитанном дети выражают в устной форме в ходе анализа текста. Более целесообразно на начальном этапе литературного образования использование литературного текста как образца для создания рассказов по аналогии. Опора на текст-образец и собственный жизненный опыт при создании речевого высказывания создает возможность рождения индивидуального замысла, способствует эффективности рождения речемысли. При этом сочинения могут быть аналогичны тексту-образцу по различным основаниям: по характерам персонажей, структуре, точке зрения на предметы и явления действительности. В каждом из перечисленных случаев возникновения аналогии литературный текст служит стимулом, отправной точкой для рождения собственного замысла, с одной стороны, и подсказывает какие-то элементы формы, помогает вербализовать мысль, с другой стороны.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Клавиатуры для ноутбуков 1500.0 руб. Клавиатура для ноутбука Lenovo U510 RU черные буквы серебристая рамка. Наличие:

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005