Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 2.
Сочинение по наблюдению специфично тем, что мотив речи должен возникнуть из желания поделиться теми впечатлениями, которые появляются в процессе наблюдения. Следовательно, сам объект наблюдения должен вызывать у младшего школьника живой эмоциональный отклик. Для рождения замысла необходима целенаправленность наблюдений, их соотнесенность с темой сочинения и подкрепление информации, получаемой с помощью органов чувств, словом. Сочинение по наблюдению учит детей всматриваться, замечать детали, воспринимать предметы и явления с определенной точки зрения.
Сочинение можно провести в игровой форме, например, предложить детям поиграть в журналистов и подготовить репортаж «Утро школьного дня». Обсуждается план наблюдений: кто первым приходит в школу, в какое время приходит основная масса детей, что происходит в гардеробе, что делают ученики разных классов до начала уроков и т.д. Распределяются «наблюдательные посты»: на крыльце, в гардеробе, в рекреации, у учительской. На следующее утро класс приходит в школу раньше всех, ученики занимают свои посты, наблюдают, делают заметки для памяти. На уроке работают в группах, делятся своими наблюдениями, каждая группа составляет фрагмент общего репортажа.
Наблюдение за природой воспитывает «родственное внимание» (М. Пришвин), бережное отношение ко всему живому. Можно предложить сочинение в художественном стиле на тему «Приглядись, и ты увидишь...». На экскурсии в парк, в лес просим детей присесть, раздвинуть траву и всмотреться в открывшийся мир. Можно задать ракурс рассмотрения: написать сочинение от имени щенка, впервые попавшего в лес. Приняв точку зрения вымышленного персонажа, дети должны постараться увидеть мир его глазами, передать те детали и подробности, которые непременно заметит данный герой. Так, щенок, вероятно, больше внимания обратит на запахи, чем на цвет растений, его, в первую очередь, заинтересует все, что движется. Итак, наблюдение, специально организованное учителем, — необходимый этап данного вида сочинений. План наблюдений составляется вместе с детьми, в процессе наблюдений ученики могут делать записи для себя, фиксировать свои впечатления, отмечать важные факты. В классе обсуждаются результаты наблюдений, восстанавливаются в памяти детали, составляется текст сочинения.
К сочинениям по личным впечатлениям можно отнести и жанр зарисовки. Это лирическое сочинение-миниатюра, вызванное ярким эмоциональным переживанием. Такие сочинения трудно планировать заранее, поскольку они предполагают отклик на сиюминутное впечатление, рожденное жизнью, а не специально организованное учителем в процессе наблюдения. Возможные темы зарисовок: «Первая капель», «Моя осень», «Облака над городом», «Порывистый ветер», «Путешествие по лужам» и т.д.
Сочинения на основе литературных источников (сочинение по аналогии) являются самым распространенным видом творческих работ на уроках литературы в старших классах и чаще всего носят рефлексивный характер. Для младших школьников литературно-критическая работа пока труднодоступна, впечатления о прочитанном дети выражают в устной форме в ходе анализа текста. Более целесообразно на начальном этапе литературного образования использование литературного текста как образца для создания рассказов по аналогии. Опора на текст-образец и собственный жизненный опыт при создании речевого высказывания создает возможность рождения индивидуального замысла, способствует эффективности рождения речемысли. При этом сочинения могут быть аналогичны тексту-образцу по различным основаниям: по характерам персонажей, структуре, точке зрения на предметы и явления действительности. В каждом из перечисленных случаев возникновения аналогии литературный текст служит стимулом, отправной точкой для рождения собственного замысла, с одной стороны, и подсказывает какие-то элементы формы, помогает вербализовать мысль, с другой стороны.