Методические материалы, статьи

Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 3.

Сочинение по заданной основной мысли (пословице) похоже на сочинение по аналогии тем, что необходимо придумать ситуацию, раскрывающую смысл, заданный пословицей, но в данном случае у школьника большая степень свободы (а значит, и большая степень трудности выполнения задания). Не заданы ни характеры, ни количество героев, ни время и место действия — все это предстоит определить в процессе подготовки к сочинению. Переносный смысл пословиц позволяет варьировать ситуации их применения практически до бесконечности, при подготовке к сочинению на уроке обсуждаются 2 — 3 варианта развития замысла, как и всегда, поощряется индивидуальный выбор. Подготовка к сочинению проводится с учетом общих методических условий.

Сочинение по серии сюжетных картинок — вид творческой работы, характерный именно для начальной школы. Рассматривание серии сюжетных картинок, дающей целостное представление о будущем рассказе, выраженное в зрительном образе и не поддержанное речью, является весьма эффективным способом пробуждения эмоций ученика, рождения потребности в высказывании и формирования речевого замысла. Запись пунктов плана, соответствующих структурным элементам сюжета, помогает ребенку составить целостное впечатление о будущем тексте, предотвращает ошибки на пропуск существенных деталей, характерные для младших школьников. Поскольку роль вступления — подготовить читателя к восприятию, ввести в ситуацию, начинать планирование высказывания с этой части нерационально. Составление плана целесообразно начинать с выделения завязки, к введению же лучше обратиться в самом конце работы, когда основное содержание будущего рассказа уже продумано.

Добиться образности речи помогает проигрывание ситуации, «разведка телом». Представив себя на месте персонажей, приняв их позы, повторив их жесты, ребенок легче находит слова, выражающие внутреннее состояние героя, начинает активно употреблять в речи экспрессивную лексику, фразеологизмы.

Обсуждение названия рассказа завершает подготовку к сочинению. Выбирая название, юный автор окончательно определяет точку зрения, с которой поведет повествование, психологическую мотивировку поведения персонажей, т. е. останавливается на одном из возможных вариантов замысла.

Черновик сочинения дети пишут в течение следующего урока. Переносить написание работы на дом или на другой день нельзя, так как уйдет эмоциональный настрой — основной источник успеха в работе по литературному творчеству. Во время работы над черновиком сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь, предупреждает и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки, помогает выбрать более точный и выразительный оборот речи.

Во время самопроверки приучаем учеников читать свое сочинение дважды: первый раз — проверяя смысл текста, внося стилистическую правку, второй раз — проверяя орфографическую и пунктуационную правильность написания, исправляя ошибки. Следует поощрять вопросы учителю, обращение к словарю, исправление ошибок, внесение стилистической и смысловой правки.

Поскольку дети заканчивают работу над сочинением в разное время, проводить подведение итогов работы на данном уроке нецелесообразно. Это будет уместно сделать после проверки детских сочинений.

При создании сочинений по картине, кинофильму (мультфильму) мотив речи обеспечивается эмоциональностью восприятия. Обучение целостному монологическому высказыванию о произведении искусства в начальной школе только начинается и будет продолжено на следующих этапах образования.

Анализ картины (фильма) в ходе устного диалога можно строить на тех же принципах, что и анализ литературного произведения: от первоначального эмоционального впечатления к выявлению функции отдельных художественных деталей, осмыслению содержательной формы, авторского замысла. Завершается анализ обобщением, установлением связи между картиной и литературным произведением.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005