Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 2.
В соответствии с требованием достоверности знаний в средней и высшей школе должна даваться такая информация по языку (правила, определения, классификации, характеристики и пр.), которая соответствует фактам языка, тому, что действительно существует в языке и что поэтому соответствует принципу научности обучения. И наоборот, ему не соответствует то, что недостоверно, что противоречит языковой действительности.
Покажем это на материале курса русского языка в средней и высшей школе.
В первой половине прошлого века в нашей лингвистике считалось аксиомой, что обращения, как и вводные слова, грамматически не связаны с предложением (точнее было бы — с остальной частью предложения).
Естественно, что такое утверждение до некоторого времени разделяли и методисты, именно так характеризуя обращения и вводные слова в школьных учебниках и других пособиях по русскому языку. Об этом красноречиво говорит название одного из таких пособий начала 60-х годов.
Это положение проникло даже в некоторые фундаментальные справочные издания более позднего времени.
А между тем оно противоречит фактам русского синтаксиса и поэтому не может быть признано научным.
На самом деле обращение, действительно являясь грамматически независимым словом или словосочетанием и находясь как бы вне структуры предложения, тем не менее обычно заставляет сказуемое согласовываться с ним в числе pi в роде (Владимир, ты выполнил задание?; Студенты, отсутствовавшие на прошлом занятии, вы выполнили задание?; Мария, ты выполнила задание?).
В школьной грамматике (и, следовательно, в школьной методике) в прошлом наблюдались и другие случаи сообщения недостоверной информации.
Например, местоимения в соответствии с этимологией этого слова определялись как слова, употребляемые в речи вместо существительных, прилагательных и числительных, в то время как заместительную функцию местоимений в современном русском языке сохранили далеко не все слова этой части речи.
В свое время в различных школьных пособиях по русскому языку утверждалось, что глаголы несовершенного вида якобы обозначают незаконченное (незавершенное) действие. Однако на самом деле это не так. Если кто-то кому-то писал или будет писать письмо, то совсем не значит, что это действие не закончено или не будет закончено. Это значит, что в таких случаях неизвестно, будет или не будет закончено действие.
Конечно, в учебниках и других пособиях по современному русскому языку такие недостоверные или недостаточно достоверные сведения встречаются очень редко. Но все же имеют место. Например, почти во всех современных учебниках русского языка для высшей школы утверждается, что так называемые собирательные числительные (двое, трое, четверо и др.) обозначают «совокупность предметов» или «целостную совокупность». Но такое собирательное значение в действительности они имеют, когда субстантивируются и употребляются без существительных («Трое вышли из лесу»), В сочетании с существительными они, как правило, точно так же, как обычные количественные числительные, обозначают лишь количество (Ср.: «Три студента дружили» и «Трое студентов дружили»).
Чтобы получить статус подлинно научных, знания по языку должны соответствовать не только языковым реалиям (быть достоверными), но и общепринятым воззрениям лингвистов на категориальные явления языков, на интерпретацию тех или иных лингвистических понятий, на разграничение смежных явлений языка и под.
Примерами такого единомыслия могут служить понимание словоразличительной функции фонем, характеристика фонемных признаков гласных и согласных в русском языке, общепринятые принципы разграничения многозначности и омонимии, единство в понимании таких понятий, как «словообразовательный тип», «опрощение», «деривация» и др., однотипность определений таких частей речи, как существительное, прилагательное, глагол, одинаковость ряда классификаций в морфологии и синтаксисе русского языка и т. д.