Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 3.

Для понимания связей лингвистики и методики немалое значение имеют принципы системности и функциональности в обучении языку.

Если при всей «лингвистичности» принципа научности он все-таки остается дидактическим, то принципы системности и функциональности можно считать в полной мере лингвометодическими.

Хотя проявления системности и функциональности связаны при изучении языка (поэтому они представлены под одной рубрикой), каждое из этих понятий специфично по своему содержанию.

Термин «языковая система» понимается в лингвистике как «множество языковых элементов любого естественного языка», которые находятся друг с другом в определенных отношениях, образуя «определенное единство и целостность». При этом «каждый компонент системы языковой существует не изолированно, а лишь в противопоставлении с другим компонентом системы».

Понятие «языковая система» принято соотносить с понятиями «языковая норма» и «речевой узус». Противопоставление этих понятий ведет свое начало от трудов южно-американского лингвиста Э. Косерю (Косериу). Понимание Косерю нормы в языке «реализацией системы» признается и современной отечественной лингвистикой.

Поэтому выражением принципа системности при обучении языку правомерно считать не только выявление типичных признаков языковой системы во всех аспектах языка, но и нормативной реализации этих признаков.

Так, представляя фонемные оппозиции гласных и согласных в русском языке, преподаватель средней и тем более высшей школы обязательно показывает нормативность гласных и согласных фонем в разных произносительных позициях.

То же самое можно сказать и о категориальных и в то же время системных явлениях грамматики русского языка. Так, характеризуя особенности «флективной» падежной системы, и школьный учитель, и тем более вузовский преподаватель неизбежно показывают «нормативные» значения и формы падежей.

Аналогичные примеры можно привести из области словообразования, синтаксиса, стилистики и других «аспектных систем» русского языка.

Таким образом, поскольку нормы языка имеют отношение к реализации системы не только в языке, но и в речи, то принцип системности в обучении языку не безразличен и узусу — массовому и регулярно воспроизводимому употреблению в речи каких-либо единиц языка, закрепленному в общественной практике речевого общения.

Нужно отметить, что и в учебниках современного русского языка, и в учебной практике преподавателей-русистов высшей школы особенности системы русского языка во всех его аспектах представляются достаточно четко и определенно. Однако крайне редко при этом используются системные сопоставления с другими языками. Мотивируется это обычно тем, что такие сопоставления более уместны ранее, на занятиях по курсу «Введение в языкознание».

Однако если такие сопоставления будут более глобальными и адресными в лекциях по курсу современного русского языка, то они позволят студентам лучше понять неповторимый феномен системы родного языка русского народа. Для этого по каждому аспекту русского языка целесообразно привлекать для сопоставления те языки, которые именно по системным единицам этого аспекта наглядно контрастируют с русским языком.

Применительно к фонологии это языки, в которых, с одной стороны, нет последовательной оппозиции согласных по мягкости и твердости, но зато есть оппозиция и смыслоразличительная функция кратких и долгих гласных (английский, немецкий, чешский, и др.).

При изучении особенностей акцентологии русского языка полезно по динамичности, силовому качеству словесного ударения сопоставлять его с языками, для которых характерно музыкальное ударение (китайский, вьетнамский, сербо-хорватский и др.), а по «непостоянству» или «постоянству» ударения — с языками, где ударение фиксированное (французский, польский, чешский, венгерский и др.).

М. Успенский



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005