Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 5.
Функциональный принцип при своей реализации почти всегда является функционально-семантическим и по отношению к грамматике русского языка.
Это подтверждается прежде всего тем, что общая семантика группы слов или грамматических единиц, как правило, является основным показателем принадлежности этих единиц к тому или иному лексико-грамматическому или грамматическому множеству (разряду). Преподавателю это удобно проиллюстрировать примерами слов, у которых расходятся разрядная семантика и грамматические признаки. Например, слова «тысяча», «миллион», «миллиард» современные лингвисты единодушно относят в сочетании с существительными к количественным числительным (обозначают количество предметов), хотя по грамматическим признакам это явные существительные.
Крайне важно подчеркнуть, что при дифференциации явлений грамматики, а также при их характеристике правомерно опираться прежде всего на их семантику, а следовательно, на их функцию в речи. И даже в тех случаях, когда эта семантика является внутренней. Например, у номинативных предложений, несмотря на этимологию термина и явно «назывную» форму слова, основная функция не назывная, а коммуникативная: в них утверждается, что данный предмет существует в настоящем (одновременно с моментом речи).
К сожалению, авторы фундаментальных пособий по современному русскому языку для высшей школы не всегда представляют номинативные предложения с точки зрения их коммуникативной функции. Так, в учебнике для студентов-филологов под ред. В. А. Белошапковой почему-то характеризуется семантика всех типов односоставных предложений, кроме номинативных.
Понятно, что функционально-семантический принцип может быть просто функциональным по отношению к тем обобщенным явлениям грамматики, которые не имеют категориальной семантики (отсутствие родовой семантики у неодушевленных существительных) или которые заимствуют ее у смежных разрядов (одинаковость значений у неполных и соответствующих полных предложений).
Примат семантической функции обычно проявляется и при переходе из одного лексико-грамматического разряда в другой (например, при субстантивации, адъективации и т. д.), а также при изменении разрядной семантики слов. Так, форма множественного числа появляется у тех абстрактных (отвлеченных) существительных, которые конкретизируются и, следовательно, меняют свою семантику (сила — силы, инициатива — инициативы).
Функциональный принцип преподавания языка реализуется и в организации грамматического материала, исходя из соотношений грамматического значения и формы.
А. В. Бондарко считает, что соотносительное описание, характеристику и группировку явлений грамматики в соответствии с функциональным подходом можно производить как в направлении «от значения к форме», так и «от формы к значению».
Но в то же время наиболее типичной и общепризнанной основой для группировки грамматического материала в соответствии с функциональным принципом является разрядная семантика, вокруг которой группируются различные средства ее выражения. К таким семантическим доминантам относятся значения бытия, отрицания, модальности, причинности и др.
И наконец, функциональный принцип в вузовских курсах русского языка проявляется при характеристике функциональных стилей русской речи. Такая характеристика дается и в основном курсе современного русского языка, и в специальных курсах функциональной стилистики.
Реализация всех принципов, характеризующих связи лингвистики и методики, зависит от многих условий изучения русского языка: от типа школы (средняя, высшая, специальная, иноязычная и т. д.); от возраста учащихся и степени владения русским языком; от целей курса русского языка; времени, отведенного на предмет учебным планом, и др.
Учет всех этих условий осуществляется авторами учебных программ, пособий, преподавателями русского языка в соответствии с принципом, который можно назвать принципом методической целесообразности.