Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 4.
Для предметной методики естественной средой и ситуацией является учебный процесс в средней или высшей школе. И «естественная» экспериментальная работа здесь обычно проводится на выделенных для этого занятиях. А для лабораторного эксперимента, если в нем есть необходимость, выделяется дополнительное время вне учебных занятий, и он проводится обычно не со всем контингентом учащихся, а с отдельными школьниками или студентами.
Основной эксперимент, как правило, включает три этапа: констатирующий (предваряющий), обучающий и контрольный.
Констатирующий срез (эксперимент) призван показать уровень знаний и умений обучающихся по данной проблеме к началу экспериментального обучения.
Иногда основному эксперименту предшествует так называемый пробный, или разведывательный, эксперимент, цель которого — без какого-либо сопоставления предварительно проверить гипотезу исследования.
После констатирующего проводится обучающий эксперимент. С целью ослабить влияние субъективного фактора на результаты работы, чтобы ее результаты были более достоверными и точными, к лингвометодическому эксперименту предъявляются определенные требования.
1. Желательно, чтобы в экспериментальных и контрольных группах работу проводил один и тот же преподаватель, не заинтересованный в результатах эксперимента.
2. Методика проведения занятий в экспериментальных и контрольных группах должна различаться только тем компонентом урока, который связан с гипотезой исследования.
Например, согласно гипотезе особенности словообразовательной системы русского языка студенты лучше усвоят в сопоставлении со словообразованием в агглютинативных языках. Именно такие сопоставления имеют место в экспериментальной группе (или группах). А в остальном работа по словообразованию в экспериментальной и контрольной группах должна быть одинаковой.
3. При надлежащих условиях полезен так называемый перекрестный эксперимент, когда экспериментальные и контрольные группы меняются местами.
4. Для сопоставления результатов эксперимента в разных условиях удобны статистические, количественные исчисления. Конечно, здесь нет необходимости статистические средства использовать так масштабно и разнопланово, как, например, в психологии, где, во-первых, различают разные статистические методы, а во-вторых, считают необходимым широко использовать средства математической статистики. Желающих познакомиться со всем этим отсылаем к монографии известного российского психолога Р. С. Немова.
5. Для большей достоверности результатов исследования при статистических подсчетах полезно учитывать не только абсолютные, но и относительные количественные показатели эффективности работы.
Одни и те же работы до и после обучающего эксперимента рекомендуется проводить и при наличии контрольных групп. Вполне возможно, что в более «сильной» контрольной группе и после обучающего эксперимента результаты будут лучше, чем в экспериментальной. В таких случаях ясность может внести соотношение степени обученности школьников или студентов на старте (констатирующий срез) и на финише (контрольный срез).
Если речь идет о каких-либо умениях и навыках, о правильных или уместных речеупотреблениях, то путем сравнения количественных показателей в препозитивных и постпозитивных работах вычисляются «коэффициенты обученности».
Сложнее производить количественные подсчеты, если требуется выявить не умения и навыки, а знания обучающихся. В этом случае нужно учитывать степень правильности и полноту ответов на вопросы. Каждый такой показатель в специальной шкале выражается в определенном количестве очков.