Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 4.

Для предметной методики естественной средой и ситуацией является учебный процесс в средней или высшей школе. И «естественная» экспериментальная работа здесь обычно проводится на выделенных для этого занятиях. А для лабораторного эксперимента, если в нем есть необходимость, выделяется дополнительное время вне учебных занятий, и он проводится обычно не со всем контингентом учащихся, а с отдельными школьниками или студентами.

Основной эксперимент, как правило, включает три этапа: констатирующий (предваряющий), обучающий и контрольный.

Констатирующий срез (эксперимент) призван показать уровень знаний и умений обучающихся по данной проблеме к началу экспериментального обучения.

Иногда основному эксперименту предшествует так называемый пробный, или разведывательный, эксперимент, цель которого — без какого-либо сопоставления предварительно проверить гипотезу исследования.

После констатирующего проводится обучающий эксперимент. С целью ослабить влияние субъективного фактора на результаты работы, чтобы ее результаты были более достоверными и точными, к лингвометодическому эксперименту предъявляются определенные требования.

1. Желательно, чтобы в экспериментальных и контрольных группах работу проводил один и тот же преподаватель, не заинтересованный в результатах эксперимента.

2. Методика проведения занятий в экспериментальных и контрольных группах должна различаться только тем компонентом урока, который связан с гипотезой исследования.

Например, согласно гипотезе особенности словообразовательной системы русского языка студенты лучше усвоят в сопоставлении со словообразованием в агглютинативных языках. Именно такие сопоставления имеют место в экспериментальной группе (или группах). А в остальном работа по словообразованию в экспериментальной и контрольной группах должна быть одинаковой.

3. При надлежащих условиях полезен так называемый перекрестный эксперимент, когда экспериментальные и контрольные группы меняются местами.

4. Для сопоставления результатов эксперимента в разных условиях удобны статистические, количественные исчисления. Конечно, здесь нет необходимости статистические средства использовать так масштабно и разнопланово, как, например, в психологии, где, во-первых, различают разные статистические методы, а во-вторых, считают необходимым широко использовать средства математической статистики. Желающих познакомиться со всем этим отсылаем к монографии известного российского психолога Р. С. Немова.

5. Для большей достоверности результатов исследования при статистических подсчетах полезно учитывать не только абсолютные, но и относительные количественные показатели эффективности работы.

Одни и те же работы до и после обучающего эксперимента рекомендуется проводить и при наличии контрольных групп. Вполне возможно, что в более «сильной» контрольной группе и после обучающего эксперимента результаты будут лучше, чем в экспериментальной. В таких случаях ясность может внести соотношение степени обученности школьников или студентов на старте (констатирующий срез) и на финише (контрольный срез).

Если речь идет о каких-либо умениях и навыках, о правильных или уместных речеупотреблениях, то путем сравнения количественных показателей в препозитивных и постпозитивных работах вычисляются «коэффициенты обученности».

Сложнее производить количественные подсчеты, если требуется выявить не умения и навыки, а знания обучающихся. В этом случае нужно учитывать степень правильности и полноту ответов на вопросы. Каждый такой показатель в специальной шкале выражается в определенном количестве очков.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005