Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 1.
При обучении биологии постоянно используются лабораторные и практические работы. Они проводятся в кабинете биологии, уголке живой природы, природном и социоприродном окружении, школьном саду, цветнике и на учебно-опытном участке. Эти работы ориентированы в основном на формирование интеллектуальных и практических умений — наблюдать, исследовать, распознавать, определять, измерять, анализировать, аргументировать, обрабатывать, выращивать, ухаживать и др.
Лабораторная работа — форма организации обучения, при котором учитель руководит самостоятельной познавательной и иной деятельностью учащихся при использовании соответствующих средств и методов, преимущественно для исследования различных биологических объектов и протекающих в них процессов. В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие лабораторные работы от других организационных форм. Это руководство самостоятельной и иной деятельностью учащихся с применением методологии научного познания, создание условий для овладения простейшими методиками и методами исследования на уроке с лабораторным оборудованием.
Лабораторные работы позволяют освоить учащимися один из основных методов биологической науки — экспериментальный. Он предполагает проведение наблюдения, воспроизведения и изучения биологических явлений, измерения и обработку их результатов, а также формулирование выводов. При этом реализуется предназначение названного метода как источника знаний и критерия истинности теоретических представлений.
Программы по биологии предусматривают лабораторные работы для курса с 6-го по 11-й класс. В обобщенном виде их тематику можно представить в следующих суждениях.
Работы в программе 6 класса. Устройство увеличительных приборов, строение растительной клетки. Внешнее и внутреннее строение органов растения — корня, стебля, листа, цветка, соцветия, плода. Внешние признаки растений различных систематических и экологических групп. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Работы в программе 7 класса. Особенности внешнего строения, поведения и передвижения представителей животных различных типов. Многообразие животных — червей, моллюсков, насекомых, птиц.
Работы в программе 8 класса. Клетки и ткани организма человека. Анатомические особенности тела человека — мышц, костей, сердца. Физиологические явления в организме человека — природа пульса, реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, действие ферментов слюны на крахмал, рефлексы головного мозга.
Работы в программе 9 класса. Особенности строения, функционирования и изменения состояния биологических систем различных уровней организации жизни — клеток растений и животных, расщепление пероксида водорода ферментами живых клеток, изменчивость организмов, морфологические критерии вида, условия жизни, пищевые цепи и сукцессия в экосистеме.
Работы в программе 10-11 класса. Строение и функционирование клетки — клетки эукариотические и прокариотические, плазмолиз и деплазмолиз, движение цитоплазмы в растительных клетках. Генетические явления — изменчивость у растений и животных, фенотип растений, фенотипические проявления хромосомных аномалий у человека. Эволюционные явления — приспособленность организмов к среде обитания, ароморфозы и идио-адаптации у растений и животных.