Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 3.
Домашние задания с использованием натуральных объектов по разделу «Общая биология» могут выполняться для закрепления и расширения представлений о многообразии форм, изменчивости, приспособленности организмов, влияния различных экологических факторов на организмы. Учащимся рекомендуется найти в природе соответствующий материал, сфотографировать или собрать его и сделать демонстрационные таблицы, составить краткий сопроводительный текст при обращении не только к учебнику, но и журналам, справочникам и научно-популярной литературе.
Домашние работы по подготовке учащихся к лучшему восприятию нового материала могут быть различными, но основными являются следующие.
1. Актуализация ранее изученного материала. К примеру, для эффективной работы учащихся над темой о внутреннем строении млекопитающих учитель просит повторить соответствующий материал из тем «Класс Птицы», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные» и «Класс Рыбы».
2. Предварительное выполнение эксперимента. Учащиеся по заданию учителя заранее в определенные сроки закладывают опыт и полученные результаты представляют на уроке. Примерами таких экспериментов могут быть: выяснение силы набухания семян — 2 дня, проращивание семян в разных условиях — 7 дней, выращивание растений из черенков — 14 дней.
3. Подготовка к предстоящему уроку краткого сообщения, простейшей презентации, стендового доклада, которые могут дополнить объяснения учителя и текст учебника. Учащиеся в этом случае могут успешнее осмыслить материал исторического, нормативного, этического, морфологического и анатомического содержания.
4. Проведение наблюдений в природе для конкретизации нового материала. По отношению к растениям это могут быть наблюдения за сезонными явлениями их жизнедеятельности, ростом и развитием в естественных и искусственных условиях; к животным — средами их обитания, образом жизни, взаимоотношениями с растениями и другими животными, антропогенными изменениями численности; к организму человека — санитарным состоянием местности проживания и гигиеническими условиями дома и в школе; к общебиологическим явлениям — видовым разнообразием растений и животных, изменчивостью морфологических признаков растений.
Решение познавательных задач можно предлагать при выполнении домашних работ по всем разделам биологии. Понятие задачи в данном случае следует представлять в широком смысле — это любой вид учебного поручения учителя учащимся, содержащий требования выполнить интеллектуальные и (или) практические действия для оптимального осмысления и закрепления материала. В зависимости от общих целей обучения предмету, а также степени использования интеллектуального потенциала учащихся задачи могут быть следующими: 1) на описание биологического объекта; 2) на объяснение биологических явлений; 3) на преобразование биологической информации в учебных и реальных ситуациях. Они подбираются и (или) составляются учителем в соответствии с возрастом учащихся и уровнем сложности материала.
Первая группа задач предполагает закрепление знаний о различных характеристиках живых систем и их компонентов — клеток, органоидов, тканей, органов, систем органов, организмов, популяций, сообществ. При этом учащиеся используют анализ, конкретизацию, синтез. Также они работают с учебником, схематическими рисунками и фотографиями.