Методика преподавания биологии. Внеклассные занятия. Часть 3.
Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологических объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация знаний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты — наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений местного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) формирование практических умений улучшения состояния социоприродной среды — расчистка, озеленение, изготовление и развешивание щитов.
Полевые практикумы могут быть двух видов — многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным — одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые практикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организуются для конкретизации общих представлений о природе, ее живом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социоприродной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с целью распознавания видов грибов, растений и животных, выяснения особенностей их существования в условиях сообществ, изучения вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их изменений под влиянием антропогенных факторов, выполнения практических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретизации эволюционных, экологических и генетических представлений.
Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума — составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивидуальных и групповых заданий, установление формы отчета и подведения итогов практикума.
Наблюдение как целенаправленное восприятие биологического объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологическим объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно признанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фенологические наблюдения за растениями и животными, экологические наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физиологические наблюдения за растениями, развивающимися в условиях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в составлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познавательный интерес учащихся.
Проектирование как разработанная научная тема или план сохранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпочтение необходимо отдавать темам местного и регионального значения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды растений региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой состав синантропных птиц своего города», «Сокращение биологического разнообразия на территории своего региона», «Меры охраны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следующем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проекта; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка.