Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 3.
Практическая работа — форма организации обучения, при которой учитель организует различные виды деятельности учащихся преимущественно для формирования у них практических способов действия, связанных с объектами живой природы. Эта форма занятий ориентирована на реализацию взаимосвязи теоретического биологического материала с практикой его использования учащимися в различных сферах жизнедеятельности общества — аграрной, биотехнологической, экологической, рекреационной и промышленной. В современных условиях важно, чтобы учащиеся выполняли осмысленные действия по преобразованию живой природы и ее различных объектов. Это относится к таким действиям, как охрана местных экосистем и их сообществ, распознавание и определение видов грибов, растений и животных, обработка почвы на территории школы и учебно-опытного участка, выращивание растений и ухаживание за животными.
По дидактическим целям различают практические работы обучающие и тренировочные. Первые из них ориентированы на формирование способов действия под руководством учителя. При этом он объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и предлагает задания для воспроизведения и закрепления по ходу практической работы. Для того чтобы, к примеру, сформировать умения распознавать растение, необходимо научить учащихся рассмотреть экземпляр растения, назвать все признаки его принадлежности к определенной систематической группе, выделить из названных признаков наиболее существенные и на их основе принять решение об отношении растения к конкретной систематической группе, определить вид растения.
Тренировочные практические работы нацелены на совершенствование и закрепление умений, часть из которых может перейти в навык — автоматизированные действия, выполняемые под контролем внимания. Это относится к способам действия по уходу за растениями и животными, обработке почвы, распознаванию животных, растений и грибов.
Все варианты программ по биологии предусматривают проведение практических работ. Но не во всех из них они четко обозначены. В некоторых программах практические работы выражены под рубрикой «лабораторные работы». В обобщенном виде их тематику можно представить в следующем виде.
Работы в программе 6 класса. Разнообразие органов цветковых растений — цветков, семян, корневища, клубней. Черенкование комнатных растений, корневища и корня, деление клубня и луковицы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян и выращивание рассады. Обработка почвы и уход за многолетними древесными растениями.
Работы в программе 7 класса. Выполнение работ по борьбе с вредными животными в бытовых условиях. Уход за животными в кабинете биологии — аквариумными рыбами.
Работы в программе 8 класса. Измерение пульса на лучевой артерии. Вычисление расчетной жизненной емкости легких. Выявление загрязненности воздуха учебного помещения. Определение норм питания, составление пищевых рационов. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки. Определение остроты слуха.
Работы в программе 9 класса. Отличительные признаки у семян разных сортов гороха и фасоли. Оценка запыленности воздуха и санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.
Работы в программе 10-11 классов. Составление вариационного ряда и кривой. Решение генетических задач. Разработка родословной и биогеохимических циклов.
Для эффективного формирования практических действий также рекомендуется использовать инструктивные карточки. С их помощью задается алгоритм выполнения действий и их направленность. К примеру, при выявлении признаков семейства Розоцветные по морфологическим признакам шиповника учащийся должен совершить такие действия: 1) рассмотреть внешнее строение цветка шиповника и указать количество чашелистиков, лепестков, тычинок и лепестков; 2) рассмотреть плоды шиповника и назвать признаки его строения; 3) рассмотреть побег шиповника и выделить особенности строения листьев и стебля; 4) сформулировать вывод о существенных признаках семейства Розоцветные.
В практике обучения биологии лабораторные и практические работы могут совмещаться. Поэтому в литературе часто используется выражение «лабораторно-практические работы по биологии».