Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Экскурсия. Часть 2.

Успех проведения любой экскурсии зависит от разработки методики. В ее структуре можно выделить три этапа: этап подготовки, проведение экскурсии, подведение итогов.

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В нем отражаются следующие позиции: 1) тема экскурсии; 2) задачи экскурсии — обучающие, воспитательные и развивающие; 3) методы и приемы обучения; 4) снаряжение экскурсии; 5) ход экскурсии: а) вводная беседа по теме и распределение заданий (до 8 мин); б) проведение экскурсии при акцентировании в определенной по следовательности внимания школьников на объектах живой и неживой природы (25 — 50 мин); в) самостоятельное выполнение заданий (до 20 мин); г) обсуждение результатов наблюдений (10— 15 мин); д) осмотр территории экскурсии и выполнение практической работы по ее улучшению (время определяется в зависимости от объема работы); е) общее заключение по экскурсии (до 5 мин); 6) обработка собранного материала, подготовка (дома, в классе) отчета или сообщения.

При организации и проведении экскурсии учителю необходимо воспользоваться полезными советами, сформулированными еще в 1920 г. одним из основоположников методики естествознания Б. Е. Райковым. В литературе они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».

В целом значение биологических экскурсий для формирования личности школьников заключается в следующем.

1. Экскурсии позволяют конкретизировать объекты живой природы при целенаправленном наблюдении за ними. При этом школьники получают возможность в реальных условиях знакомиться с существенными их признаками, а также отношениями с другими объектами.

2. Экскурсии тесно связывают процесс обучения с жизнью природы и жизнью нашей страны.

3. Экскурсии позволяют показать природу как целостное образование при установившихся многочисленных взаимодействиях, разрушение которых человеком порождает экологические проблемы.

4. Экскурсии способствуют развитию всех психических процессов и, прежде всего, восприятия, являющегося основой наблюдения за биологическими объектами. Восприятие как форма чувственного отражения позволяет обнаруживать эти объекты в поле наблюдения, различать по определенным признакам и адекватно реагировать на них.

5. Экскурсии обогащают эмоциональную сферу школьников. Впечатления, полученные ими во время экскурсии, превращаются в яркие и долго незабываемые переживания. Знания, полученные при таких условиях, оказываются более прочными и дольше сохраняются в памяти.

6. Экскурсии способствуют ознакомлению школьников с экологической обстановкой местности проживания, а в связи с этим формированию у них ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью других людей.

7. Экскурсии дают возможность формировать у школьников практические умения по преобразованию окружающей действительности — очистка территорий, посадка растений, уход за животными и др., которые необходимы для них в повседневной жизни.

8. Экскурсии укрепляют физическое здоровье школьников. Особенно это имеет место при проведении маршрутных экскурсий, когда совершаются переходы к месту стационарных наблюдений и выполнения самостоятельных практических работ.

Экскурсии важны и для самого учителя. Оказавшись со школьниками в природных или иных условиях, он глубже понимает собственные отношения к окружающей действительности, особенно к ее живой составляющей. Возникает также осознание избирательности сбора натуралистического материала для осуществления учебного процесса по биологии. Овладение методикой экскурсии дает возможность повышать качество биологической подготовки школьников.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Пылесосы Thomas (Германия) отличаются высокой степенью надежности.. В начале прошлого столетия Роберт Томас (Robert Thomas) основал на западе Германии фирму, которая первоначально производила инструменты и оборудование. Он определил три принципиальных положения для производства: качество, надежность и безопасность. Благодаря этим принципам компания стала символом высочайшего качества и приобрела мировую известность.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005