Методика преподавания биологии. Подготовка учителя к уроку. Часть 2.
При оформлении плана урока любой формы в нем, как правило, отражаются следующие позиции: дата, тема урока; задачи урока; оборудование урока; тип и вид урока; методы и приемы обучения; основные понятия урока; ход урока с указанием структурных элементов (в зависимости от типа и вида) и полное изложение содержания этих элементов.
В обобщенном виде последователвность действий учителя при подготовке к уроку биологии можно представить в следующем виде.
1. По выбранному варианту программы и перспективному плану определяется название урока, устанавливаются знания, способы действия и ценностные отношения, которые будут сформированы.
2. По соответствующему учебнику биологии определяется степень полноты раскрытия материала в соответствии с требованиями программы.
3. По тематическому плану определяется место урока в системе уроков изучаемой темы, обозначается его тип и вид.
4. Формулируются задачи урока — образовательные, воспитательные и развивающие.
5. Учитывая задачи урока, отбирается учебный материал и намечается последовательность его изучения: обозначаются главные понятия, определяются логика изучения узловых вопросов и количество времени для их рассмотрения, выделяется материал для самостоятельного изучения в классе и дома.
6. Используя список названий типового оборудования, учитывая наличие средств обучения в собственном кабинете биологии, из них отбираются те, которые необходимы для данного урока.
7. Корректируются структура урока, логика учебного процесса и резерв времени.
8. Оформляется план по выбранной форме с «наполнением» содержания всех структурных элементов урока.
Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его задач. Умение выражать задачи урока необходимо для предвидения его результатов. Задачи отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности? Формулировка задач должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки задач учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточно. Задачи в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться.
Представим примеры. Формирование теоретических знаний в задачах можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Задачи формирования умений можно отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно-следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч. Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др.
В качестве конкретного примера приведем формулировки задач урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения): образовательная задача — сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны; развивающая задача — способствовать развитию мышления на основе установления основных причин сокращения численности и видов растений; воспитательная задача — воспитание бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений.