Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Подготовка учителя к уроку. Часть 2.

При оформлении плана урока любой формы в нем, как правило, отражаются следующие позиции: дата, тема урока; задачи урока; оборудование урока; тип и вид урока; методы и приемы обучения; основные понятия урока; ход урока с указанием структурных элементов (в зависимости от типа и вида) и полное изложение содержания этих элементов.

В обобщенном виде последователвность действий учителя при подготовке к уроку биологии можно представить в следующем виде.

1. По выбранному варианту программы и перспективному плану определяется название урока, устанавливаются знания, способы действия и ценностные отношения, которые будут сформированы.

2. По соответствующему учебнику биологии определяется степень полноты раскрытия материала в соответствии с требованиями программы.

3. По тематическому плану определяется место урока в системе уроков изучаемой темы, обозначается его тип и вид.

4. Формулируются задачи урока — образовательные, воспитательные и развивающие.

5. Учитывая задачи урока, отбирается учебный материал и намечается последовательность его изучения: обозначаются главные понятия, определяются логика изучения узловых вопросов и количество времени для их рассмотрения, выделяется материал для самостоятельного изучения в классе и дома.

6. Используя список названий типового оборудования, учитывая наличие средств обучения в собственном кабинете биологии, из них отбираются те, которые необходимы для данного урока.

7. Корректируются структура урока, логика учебного процесса и резерв времени.

8. Оформляется план по выбранной форме с «наполнением» содержания всех структурных элементов урока.

Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его задач. Умение выражать задачи урока необходимо для предвидения его результатов. Задачи отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности? Формулировка задач должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки задач учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточно. Задачи в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться.

Представим примеры. Формирование теоретических знаний в задачах можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Задачи формирования умений можно отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно-следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч. Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др.

В качестве конкретного примера приведем формулировки задач урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения): образовательная задача — сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны; развивающая задача — способствовать развитию мышления на основе установления основных причин сокращения численности и видов растений; воспитательная задача — воспитание бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005