Методы обучения географии. Часть 2.
Методы проблемного обучения. В последнее время в обучении географии для развития познавательных интересов учащихся в практике школы стали более активно использовать методы проблемного обучения. Проблемное обучение занимает особое место в школьном образовании в связи с тем, что оно реализуется, и в проблемном изложении, и в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения. Проблемное обучение рассматривается методистами с разных позиций:
- в качестве метода обучения (Л. M. Панчешникова, В. Конь);
- как новый тип обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер);
- в качестве подхода или принципа обучения (Г. А. Понурова, Т. В. Кузнецова);
- как новая дидактическая технология (Г. Ю. Ксензова).
Вместе с тем общим для проблемного обучения является использование проблемных заданий или вопросов, создание проблемных ситуаций и решений учебных проблем.
Метод проблемного изложения. Сущность метода проблемного изложения состоит в том, что в ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использования полученных ранее знаний. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация — психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
1. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
2. Формулирование гипотезы.
3. Поиск решения и доказательство гипотезы.
4. Решение проблемы.
Проблемную ситуацию обычно создает учитель. В обучении географии выделяются три типа создания проблемных ситуаций (по A. M. Матюшкину).
Первый тип — ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда условия задачи содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях. Можно привести пример такого типа проблемных ситуаций при изучении темы «Почвы, растительный и животный мир России» в курсе VIII класса. Из пройденного ранее материала учащимся известно, что природные зоны на Земле расположены широтно соответственно климатическим поясам. Между тем на карте России учащиеся видят, что в России на одинаковых широтах разные природные зоны. Здесь появляются противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами. Для обострения противоречия учитель намеренно исключает из повторения вопрос о климатических поясах, т.е. умышленно уменьшает информацию. Возникает проблемная ситуация.
Второй тип проблемной ситуации — выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи. Например, перед учащимися ставится проблемная задача — объяснить причины расширения зоны тундры на территории России к востоку. Необходимые данные у учащихся есть, но нужно выбрать элементы, между которыми следует искать связи (климат — рельеф, рельеф тундровой зоны и карты для наложения — физическая, климатическая и природных зон).
Третий тип возникновения проблемной ситуации, когда учащиеся сталкиваются с новыми условиями применения знаний. Например, при изучении высотной поясности в VII классе. Учащиеся знают причины изменения климата с высотой и высотной поясности в Альпах. Теперь они должны определить высотные пояса Апеннин или других гор. Необходимо объяснить отличия высотной поясности в различных горах.