Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 2.
Метод проблемного обучения заключается в таком способе обучения студента и школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему еще не известны.
Структура всякого относительно законченного учебного и научного текста включает следующие составные части: раскрываемая мысль, ее раскрытие, скрытый (невыраженный) вопрос, связывающий их. С одной стороны, эта проблемная ситуация -явление объективное, внешнее по отношению к субъекту, задача, которая предстает перед всеми, кто читает данный текст. С другой стороны, проблемная ситуация в тексте — явление субъективное: при столкновении с ней у одного человека возникает психическое состояние «озадаченности», неясности, потребности ее разрешения, а у другого — нет. Проблемные текстовые ситуации студенту, школьнику — слушателю или читателю — нужно обнаружить скрытые в тексте вопросы, поставить перед собой и разрешить. Он должен найти на них ответы в самом тексте речи, или с помощью другого источника, или самостоятельно. В этом заключается суть понимания текста, речи.
В связи с этим перед преподавателем возникает задача научить учащихся выполнять такую работу, сформировав у них умение анализировать смысловую структуру текста, дать им четкое представление о различных видах проблемных текстовых ситуаций, познакомить с приемами понимания. Также преподавателю важно строить свое изложение так, чтобы помочь слушателям обнаруживать скрытие вопросы и самостоятельно разрешать проблемные ситуации, осмысливая текст. В этой связи надо иметь в виду, что в тексте содержится множество скрытых вопросов, но не все из них имеют познавательное значение, являются проблемными. Особенностями проблемных вопросов является то, что у учащегося на них нет готового ответа, но он располагает знаниями и навыками, для того чтобы попытаться самому с помощью другого источника найти его; они содержат побудительную силу, возбуждают потребность, интерес к нахождению на них ответов; не будучи сформулированы в прямой форме, все же подсказываются самим характером изложения. Создание условий для обнаружения и разрешения скрытых вопросов — главное, что характеризует проблемное изложение знаний.
Существует несколько видов проблемных ситуаций, обусловленных содержанием изложения: 1) новые научные факты в ходе исторического познания приходят в противоречие с выработанными ранее взглядами (теориями) и требуют изменения этих взглядов; 2) существование противоречивых фактов и положений, когда их совместимость или общность не очевидны и требуют объяснения, доказательства; 3) скрытое сходство между существенно отличными друг от друга предметами или явлениями; 4) скрытое различие, существующее между явно сходными предметами или явлениями; 5) противоречие между новой идеей и старыми способами ее реализаций.
Вовлечение в проблемную ситуацию является одним из мощнейших стимуляторов интереса к изучаемой теме. Во время проблемной. лекции студенты учатся умению анализировать сложившуюся ситуацию, действовать в ситуации неопределенности, решать проблему в группе, формулировать и обосновывать гипотезы, а также рассматривать альтернативные решения. Причина, по которой преподаватели-лекторы нечасто используют данный тип лекции, заключается в том, что они не владеют стратегией проведения проблемных лекций. Само наличие проблемной ситуации не может обеспечить продуктивную работу студентов.
Одним из основных приемов в проблемном обучении является эвристическая беседа — система вопросов, планируемая учителем таким образом, чтобы каждый последующий вопрос вытекал из предыдущих, чтобы все вопросы и ответы на них учащихся в совокупности в конечном счете решали какую-то проблему, а главное, чтобы часть вопросов, притом большая (если не все), составляла маленькие подзадачи на пути к решению основной. Эффективность эвристических бесед такова, что повышение их удельного веса в обучении необходимо.