Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 3.
Метод погружения (метод семантического погружения) используется при работе с такими психологическими понятиями, которые чрезвычайно трудно излагать теоретически (мотивация, рефлексия и т.п.). Сразу их не объяснишь, должно пройти время, нужно вжиться в контекст.
Авторский прием использования метода семантического погружения изложен Г. А. Цукерман при описании одного из способов ненасильственного введения ребенка в культуру через обучение, при котором остается место и детской самости, и образовательным программам взрослого. Этот способ связывают с именами Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.
В «лекцию» о предмете психологии у школьников Г. А. Цукерман специально вводит «как можно больше психологических терминов, не давая им никаких дефиниций, полагая, что слова ВОЛЯ, СПОСОБНОСТИ, МЫШЛЕНИЕ, ЧУВСТВА и пр. существуют у отроков в качестве житейских понятий». Она считает, что «преобразование житейских понятий в научные — одна из обязательных задач психологического образования, поэтому стоило бы уже на первом шаге обучения зафиксировать те значения основных психологических терминов, которые существуют в представлениях учеников, с тем чтобы впоследствии отслеживать вместе с ними изменения этих значений».
Это можно сделать следующим образом. Предъявив на одном из занятий заготовку «Словаря психологических терминов», состоящую из перечня слов, учитель просит учеников индивидуально прочесть этот перечень и отметить слова, значения которых им известны. После этого дается по 10 минут на каждом следующем занятии для работы над словарными статьями. Эту работу лучше проводить в малых группах из 3-5 человек, которые получают карточку со словом и сообща вырабатывают дефиницию, стараясь ответить по крайней мере на следующие вопросы: «Что это такое?», «Зачем это нужно человеку?», «Всем ли людям это свойственно?», «Как люди различаются по этому параметру?». Группы могут работать как над разными, так и над одинаковыми словарными статьями. Затем итоги работы малой группы выносятся на обсуждение большой группы. Это можно сделать в форме общегрупповой дискуссии, записываемой на магнитофон, в форме письменного рецензирования, когда малые группы обмениваются словарными статьями и высказывают свое согласие или несогласие письменно.
Все результаты работы групп заносятся в своеобразную «летопись». «Каждый раз, когда в занятиях удается углубить исходные представления учеников о том или ином психологическом понятии, стоит обратиться к соответствующей записи и дополнить ее. Такие моменты чрезвычайно полезны для укрепления познавательного интереса и самоуважения учащихся. Кроме того, появляется возможность для сравнения своих прошлых и настоящих воззрений, для отслеживания собственного прогресса как необходимого условия саморазвития».
Г. А. Цукерман приводит объемный список, рассчитанный на 4-5-летний курс обучения, список психологических терминов, с которыми можно начинать работу. Сократив его, можно работать с понятиями, отмечая, «что я не знаю, что я знаю смутно, что я знаю и могу объяснить и что мне любопытно узнать — весьма и весьма полезно для развития рефлексии учащихся и для того, чтобы они наглядно видели, как смещается граница их психологических знаний».