Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 4.
Метод проектов. Благодаря освоению этого метода учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода: учитель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно-значимого интереса. Чтобы обнаружить такой интерес, рекомендуется следующий прием: на одном их первых занятий учащихся просят написать сочинение на тему «Самое-самое», яри обсуждении результатов которого и проявляется актуально значимая для каждого на данный момент времени проблема. Этот метод детально разработан К. Роджерсом.
Один из вариантов проектного метода как формы квалифицированного психологического построения и сопровождения учебного процесса в школе на примере преподавания психологии, детально описан В. Б. Хозиевым.
Автор пишет, что проектная форма — это форма учебно-научного сотворчества учителя и учащихся, где у психолога — роль «ученого», который для реализации конкретной задачи (проблемы, проекта, гранта.) создает исследовательскую группу, а у учащихся — роль сотрудников. Учащиеся реализуют все проектные задачи, для чего класс разбивается на ряд микрогрупп по 3-10 человек. «Отношения психолога и учащихся в ходе выполнения Проекта стремятся к лучшим традициям научного сотрудничества, когда "мэтр" владеет преподаваемым ремеслом, но поставленная проектная задача так же, как и для учеников, является новой для него». Задачей психолога является общее движение Проекта и контроль за его исполнением, а детали максимально передаются школьникам — участникам Проекта.
С точки зрения В. Б. Хозиева, Проект — некое проблемное поле, где есть все основные атрибуты и аспекты предметности: история проблемы, основные взгляды и концепции, методы исследования, практические возможности приложения и др. Самостоятельное исследование является содержательной единицей Проекта. Главная цель руководителя Проекта — целенаправленная выработка у учащихся новых форм деятельности и планомерная организация их развития. «Исследовательская задача становится личностно значимой для каждого учащегося, его задачей, хотя в то же время продолжает оставаться общей для всей группы. И учитель — коллега, консультант, которому можно задавать любые вопросы, не опасаясь оказаться неправым. Самостоятельность учеников при постановке задач и поиске путей их решения является самым ценным психологическим фоном при проведении Проекта».
Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию, так как это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности.
Этот метод был весьма популярен в преподавании психологии еще в середине XX в. в виде постановки классных опытов, а потом по различным причинам перестал быть востребованным. Считалось, что постановка простых опытов на уроках психологии в средней школе в достаточной мере оправдывается как общим научным характером самой психологии, так и вескими дидактическими соображениями.
Примеры опытов, экспериментов, которые можно проводить на уроках в школе, на семинаре в вузе, молено было найти в учебно-методической литературе 40-50-х годов XX в. Обратите внимание, насколько они просты и элегантны.
«Явление Пуркинье». Цветное зрение при слабом освещении.
Цветные бумаги или цветные кружки.
Помещение сильно затемняется, и цветные бумаги прикрепляются кнопками к доске в случайном порядке. Ученики называют отдельные цвета и сравнивают их друг с другом в отношении их светлоты (красный и синий). Затем помещение освещается, и ученики снова сравнивают отдельные цвета. Опыт удается только при достаточно слабом освещении.
Слуховые ощущения. Испытание остроты слуха.
Карманные часы, веревочка, метр.
Учащийся сидит на стуле, закрыв глаза, лицом к классу. Преподаватель, стоя за ним и держа часы недалеко от его уха, медленно удаляет их вправо или влево от учащегося — до тех пор, пока он не перестанет слышать тиканье часов. Затем при помощи веревочки и метра измеряется наибольшее расстояние от часов до уха учащегося, при котором последний еще слышит тиканье часов. Это расстояние и служит мерой остроты слуховых восприятий для правого и для левого уха».
См. также: