Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 6.
4. Рефлексивный тренинг, по мнению М. В. Поповой, в строгом смысле слова не является методом обучения, поскольку он не имеет своей особой методологии, а строится на известных механизмах и закономерностях развития психологического видения мира. Это тот идеальный прием, который дает возможность получать психологические знания средствами самой психологии.
5. Метод творческого самовыражения реализуется через литературное творчество; творческую фотографию; графику, живопись; творческое общение с природой; творческое общение с искусством, литературой, наукой; творческое самовыражение в ведении дневника и записных книжек.
6. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций. Данная группа методов включает различные приемы и технологии управления своим состоянием: аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки.
Работа учеников 2-го класса со своими страхами описана С. В. Кривцовой. В курсе «Жизненные навыки» для получения опыта совместного эмоционального переживания, для возможности попробовать применять на практике все варианты способа работы со страхом, а самое главное — для обучения анализу сложных эмоциональных ситуаций, она предлагает «путешествие в пугающее место», которым может быть школьный подвал или чердак. Этот поход должен быть тщательно подготовлен. А потом, по возвращении в класс, «попросите сначала просто поделиться впечатлениями, спросите детей о том, что они чувствовали, что запомнилось особенно ярко.
Затем поговорите о том, чему научил этот опыт, помогли ли им обереги и песенки. Зачем приходил этот страх? О чем он хотел предупредить нас?
Спросите, у кого еще остался маленький страх. Что можно сделать с ним? Может быть, слепить или нарисовать его? Если время позволяет, сделайте это. Закончить урок можно, взявшись за руки. Скажите детям, что вы очень рады, что провели время в такой интересной компании, что вы гордитесь тем, как храбро вели себя ребята в пугающем месте. Напомните им, что в такие места нужно ходить заранее подготовившись и обязательно со взрослым, которому доверяешь».
7. Активные групповые методы социального обучения иногда в литературе называют нетрадиционными методами обучения.
Дискуссионные методы в практике обучения психологии позволяют участнику уяснить свою позицию в межличностных отношениях; развивают субъективную активность; формируют коммуникативные качества и умения; дают возможность анализировать социально-психологическую реальность; развивают умение слушать; показывают, что большинство проблем имеет многозначное решение.
Создается атмосфера интеллектуального соперничества, тренируется стратегия поиска идей. Участники получают возможность аргументировать свои идеи; удовлетворяют потребность в самоуважении; развивают умение пользоваться своим интеллектом.
В группе игровых методов выделяют операциональные (например, деловые игры) и ролевые игры (с элементами драматизации, напр., имитации действительности).
Операциональные игры имеют сценарий, алгоритм решения, что позволяет участникам игры видеть результат этого решения и исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В играх делается акцент на активные действия, а исследуемая ситуация драматизируется.
Ролевая игра позволяет участникам уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с той или иной социально-психологической реальностью; развивать эмпатию и осваивать механизм идентификации; осваивать новые модели поведения и формы общения; находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в групповом обсуждении проблемы решаются как бы со стороны).
Психологами разработано огромное количество игр, в том числе и тех, которые можно использовать на уроках психологии.