Методические материалы, статьи

Миг удачи

В одной из комнат лаборатории нейрогенетики и генетики развития Института биологии гена РАН в Москве я увидел много пробирок, сложенных штабелями. В них роилось неимоверное множество мушек-дрозофил, а за ними наблюдали молодые научные сотрудники, в основном почему-то девушки…

Для меня, малоискушенного, нейрогенетика представлялась непостижимой и очень строгой научной дисциплиной, в которой нет места романтике. Но когда я выслушал рассказ старшего научного сотрудника Ольги Борисовны Симоновой, которая с увлечением поведала мне про прыгающие гены, про массу разных экзотических мобильных элементов с такими сказочными именами, как Джокей, Цыган, Бродяга, Блоха, то понял, что нейрогенетика — невообразимо интересный, своеобразный и, конечно, романтический мир. А когда я услыхал про большой мобильный элемент, который мигрирует по зонам и прыгает там с локуса на локус*, как заправский акробат, да еще к тому же зовут его Сталкер, то вообще был заворожен и понял, что здесь, в этой лаборатории, происходят такие же чудеса, какие происходили в зоне в фильме Андрея Тарковского «Сталкер«…

Дальше — больше. По мере того как Ольга Борисовна вводила меня в курс нейрогенетики и рассказывала о некоторых сторонах своей биографии, я все больше и больше находил аналогии с фильмом.

Напомню его краткий сюжет: «Сверхцивилизация посетила Землю и ушла, а после себя оставила на лике планеты загадочный участок земли, именуемый «Зоной». В зоне, в глухом ущелье, спрятан таинственный огромный золотой диск. И тот счастливчик и смельчак, которому удается, преодолев тысячи смертельных опасностей, ступить ногой на диск, получает право на исполнение любого заветного желания. И как только возникла зона, сразу же возникла профессия космического браконьера — Сталкера, который водит желающих в зону».

Сюжет фильма и содержание беседы с Ольгой Борисовной так перемешались в моей голове, что в какое-то мгновение мне почудилось, будто я встретил реального Сталкера в нашей реальной жизни.

Посудите сами. Вот что мне говорила Симонова: «В своей диссертации я поставила цель — выяснить роль нового мобильного элемента «Сталкер» в системе определенной нестабильности, а также изучить транспозиции этого мобильного элемента».

И она это сделала. Мало того, ей удалось, как мифическому Сталкеру в фильме, ступить на вожделенный золотой

диск — она в своей диссертации совершила научный дебют с помощью меченых проб мобильного элемента, ей посчастливилось открыть новую мутацию гена «leg-arista-wing-complex» (lawc).

Еще одна немаловажная деталь заставила меня сравнить Симонову со Сталкером. Дело в том, что живет она в городе Зеленограде и каждый день путь от дома до работы в один конец отнимает у нее два — два с половиной часа. Домой она приезжает, как правило, в двенадцать и в час ночи. При этом у нее семья, сыну Мише сейчас пять с половиной годиков. И тем не менее она не бросает свою работу.

- Ведь она любимая у меня, она тянет к себе и не отпускает, — говорит Оля. «Как тянула Сталкера зона в фильме» — мысленно добавляю я.

Удача, как мне кажется, сопровождает мою героиню по этой жизни. Так, она с первого захода поступила в МГУ на кафедру генетики, по окончании приняли в аспирантуру. Разработку и защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук она осуществила в Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова. Сейчас она заместитель заведующего лабораторией, руководит группой с нейробиологическим уклоном, ведет дипломную работу студентки МГУ, появились и свои аспирантки, две из них после защиты диссертации уехали в США.

- А могло быть по-другому? — спрашиваю я.

- Да, конечно, — отвечает Симонова. — Многие мои студенты-однокашники уехали, кто в Америку, кто в Европу. Когда я встречала их на международных конференциях, все в один голос убеждали меня остаться.

Но что я им могла ответить? Есть чувство своей земли, если хотите — чувство своей «зоны». И оно очень сильное. С ним не поборешься, да и думаю, не надо бороться.

Виктор Брель

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
ремонт сотовых телефонов Специалисты центра выполняют ремонт ноутбука, включающий в себя диагностику, чистку, замену вышедших из строя компонентов. К последним относятся разъемы, платы, клавиатура, шлейфы, экран, части корпуса, динамиков, аккумулятора. В сервисе можно получить помощь в устранении неполадок с системой охлаждения и т. д.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005