Мотивация учебной деятельности учащихся. Часть 2.
Приоритетное значение в становлении познавательного интереса имеют такие аспекты содержания биологического материала, как исторический, практическое значение знаний, современные научные достижения и необычные биологические явления.
Важным являются разъяснение и выяснение самими учащимися практического значения биологических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека, а также хозяйственной деятельности страны. Например, при изучении биологии в 6 классе мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные учащимися по возделыванию различных растений на своих огородах, дачных и садовых участках. На основе актуализации знаний об условиях и факторах получения высоких урожаев они убеждаются в необходимости усвоения теоретического материала. Особое значение обобщенные знания об организме человека, его нормальном функционировании и влиянии на него социальных, экономических и экологических факторов имеют для поддержания здоровья и организации здорового образа жизни. Усвоение знаний в области цитологии может выступать как мотив к познанию генетических закономерностей, способствующих воспроизводству здоровых поколений.
В опыте работы учителей биологии накоплен богатый материал по ознакомлению с профессиями, для которых необходимы знания о живых системах. Перечень этих профессий достаточно широк — от физиологов, ботаников, зоологов (ихтиологов, орнитологов, герпетологов и др.) до агрономов, зоотехников и медицинских работников. Практически на каждом уроке биологии можно показывать общественную ценность биологических знаний и связанных с ними способов деятельности в современной жизни, указывать на их культурную роль и одновременно подчеркивать личностную значимость. В последнее время стали особенно востребованы профессии, связанные с развитием таких сфер биологии, как инженерная физиология, инженерная энзимология, тканевая и клеточная инженерия, микробиологический анализ ферментов, антибиотиков и гормонов, создание и хранение качественных пищевых добавок — красителей, загустителей, ароматизаторов, клонирование живых систем.
Биология обладает достаточными возможностями для акцентирования внимания учащихся на необычных фактах, явлениях и феноменах живой природы. Она использует метафоры, ассоциации, все то, что побуждает к активному мышлению, вызывает чувство нового, интерес к новому, стимулирует эмоциональную и полевую сферы и в итоге пробуждает любовь к знаниям. Любовь к знаниям, как известно, лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как явления митоза и мейоза, передача наследственной информации от предков к потомству, приспособление к среде различных живых существ, возникновение жизни на Земле, происхождение человека, причины проявления болезней, вызывают большой интерес у учащихся, который выступает основой мотивации учения.
Привлекательным для учащихся является материал об истории становления и развития биологической науки. Использование принципа историзма может выступать как фактор формирования мотивов в процессе обучения. Этот принцип в последнее время все больше актуализируется в связи с гуманитаризацией содержания школьной биологии, способствующей повышению культуры познания живых объектов. Поэтому во всех вариантах новых программ по биологии обращается внимание на рассмотрение достижений биологии в контексте их прошлого, настоящего и будущего. Это относится в первую очередь к раскрытию сущности теоретических обобщений — эволюционной, клеточной теории, хромосомной теории наследственности, учения о биосфере, теории антропогенеза и гипотезы о происхождении жизни на Земле. Например, теория Ч. Дарвина развернула принцип историзма. Ее биологическими предпосылками были линнеевская систематика с соподчиненностью таксонов, идеалистическая морфология, ламарковские представления о постепенном усложнении видов и прогрессивном направлении эволюции. Осмысление этих и других явлений позволило ученому «пережить» ортодоксальный креационизм, идеи скачкообразной и постепенной эволюции и «подойти» к обоснованию теории естественного отбора. Она, как известно, обогащенная генетическими, эволюционными и цитологическими представлениями, открывает широкую перспективу для дальнейшего развития новых аспектов теоретической и практической биологии — управляемой эволюции, коэволюции, селекции высокопродуктивных сортов и пород, воспроизводство редких и исчезающих видов.
Таким образом, само содержание школьной биологии — мощная мотивационная база учения школьников.