Методические материалы, статьи

Мотивация учебной деятельности учащихся. Часть 3.

Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности учащихся с различными источниками биологической информации. При обучении биологии, как известно, применяется значительное количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства биологических объектов. Эта материальная база в обучении биологии оказывает позитивное воздействие на формирование мотивов учебной деятельности. В хорошо оборудованном кабинете биологии, уголке живой природы учащиеся могут удовлетворять возникающие потребности в постоянной деятельности с микроскопом, инструментами, простейшими приборами, гербариями, коллекциями, влажными препаратами и др. Поэтому так важно иметь разработанные инструктивные материалы с последовательностью выполнения лабораторных и практических работ, проведения простейших биологических экспериментов, а также правила применения компьютерных программ и демонстрационных средств. Материальное обеспечение деятельности учащихся способствует осуществлению упражнений психических функций — восприятия, внимания, мышления и памяти, стимулированию эмоциональной и волевой сфер.

Новое поколение учебников по биологии также ориентировано на формирование мотивов учения. В начале многих тем учебников приведены целевые установки, раскрывающие их назначение. В конце тем обозначены основные термины и понятия, которые помогают учащимся в анализе содержания материала. Во многих учебниках биологии мотивация усилена обращением к личности учащихся: «Докажите ...», «Дайте обоснование ...», «Выразите свою позицию или точку зрения...», «Подумайте и дайте обоснование практической значимости ...». Позитивным является то, что тексты учебников обогащены яркими и образными рисунками, привлекающими внимание учащихся и побуждающими их к рассмотрению, описаниям, объяснениям и переносу знаний в новые ситуации.

Методы обучения, выражающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, также влияют на мотивы учения. Сочетание методов, включение в процессе обучения разных видов объяснения (причинного, функционального, пространственного), бесед (актуализирующей, обобщающей, повторительной, эвристической), моделирование побуждают учащихся к активной учебной деятельности.

В процессе обучения биологии мотивацией могут быть и организационные формы. Это нетрадиционные уроки, применение групповой работы учащихся, экскурсии в природу, занятия в библиотеке и компьютерном классе. Большой интерес вызывают уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-«мозговые штурмы», уроки-«анализ конкретной ситуации», уроки-КВН. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы работы. Групповая работа помогает включить в активную деятельность весь состав класса, между учащимися которого возникает соревнование и усиливается эмоциональная привлекательность. При такой организации в учебную деятельность включаются даже самые слабые учащиеся, подбирая примеры из учебника, обсуждая тему. Сильные и средние школьники выдвигают идеи, предлагают способы решения учебной задачи, выступают в роли критиков и аналитиков. В коллективной работе каждый из них может выступать субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, ибо получает возможность выбирать посильное задание, что усиливает его мотивацию.

Важным фактором мотивации учебной деятельности являются личность учителя биологии, его человеческие качества и профессиональное мастерство. Поведение на уроке, настроение, речь учителя, его внимательный взгляд могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на учащихся, настраивая их на работу. Любовь к своей профессии, умение вовлечь учащихся в активный труд и другие качества влияют на мотивы усвоения содержания школьной биологии.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Одежда из Турции известна своим стилем, качеством и разнообразием Купить одежду у нас очень просто, это не займет у Вас много времени, и, кроме того, Вам даже не нужно будет выходить из дома. Одежда из Турции ценится настоящими модниками за ее неповторимый стиль, яркость и практичность. Турецкая одежда создается дизайнерами специально для молодых людей, которые хотят выглядеть стильно.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005