Мотивация учебной деятельности учащихся. Часть 3.
Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности учащихся с различными источниками биологической информации. При обучении биологии, как известно, применяется значительное количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства биологических объектов. Эта материальная база в обучении биологии оказывает позитивное воздействие на формирование мотивов учебной деятельности. В хорошо оборудованном кабинете биологии, уголке живой природы учащиеся могут удовлетворять возникающие потребности в постоянной деятельности с микроскопом, инструментами, простейшими приборами, гербариями, коллекциями, влажными препаратами и др. Поэтому так важно иметь разработанные инструктивные материалы с последовательностью выполнения лабораторных и практических работ, проведения простейших биологических экспериментов, а также правила применения компьютерных программ и демонстрационных средств. Материальное обеспечение деятельности учащихся способствует осуществлению упражнений психических функций — восприятия, внимания, мышления и памяти, стимулированию эмоциональной и волевой сфер.
Новое поколение учебников по биологии также ориентировано на формирование мотивов учения. В начале многих тем учебников приведены целевые установки, раскрывающие их назначение. В конце тем обозначены основные термины и понятия, которые помогают учащимся в анализе содержания материала. Во многих учебниках биологии мотивация усилена обращением к личности учащихся: «Докажите ...», «Дайте обоснование ...», «Выразите свою позицию или точку зрения...», «Подумайте и дайте обоснование практической значимости ...». Позитивным является то, что тексты учебников обогащены яркими и образными рисунками, привлекающими внимание учащихся и побуждающими их к рассмотрению, описаниям, объяснениям и переносу знаний в новые ситуации.
Методы обучения, выражающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, также влияют на мотивы учения. Сочетание методов, включение в процессе обучения разных видов объяснения (причинного, функционального, пространственного), бесед (актуализирующей, обобщающей, повторительной, эвристической), моделирование побуждают учащихся к активной учебной деятельности.
В процессе обучения биологии мотивацией могут быть и организационные формы. Это нетрадиционные уроки, применение групповой работы учащихся, экскурсии в природу, занятия в библиотеке и компьютерном классе. Большой интерес вызывают уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-«мозговые штурмы», уроки-«анализ конкретной ситуации», уроки-КВН. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы работы. Групповая работа помогает включить в активную деятельность весь состав класса, между учащимися которого возникает соревнование и усиливается эмоциональная привлекательность. При такой организации в учебную деятельность включаются даже самые слабые учащиеся, подбирая примеры из учебника, обсуждая тему. Сильные и средние школьники выдвигают идеи, предлагают способы решения учебной задачи, выступают в роли критиков и аналитиков. В коллективной работе каждый из них может выступать субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, ибо получает возможность выбирать посильное задание, что усиливает его мотивацию.
Важным фактором мотивации учебной деятельности являются личность учителя биологии, его человеческие качества и профессиональное мастерство. Поведение на уроке, настроение, речь учителя, его внимательный взгляд могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на учащихся, настраивая их на работу. Любовь к своей профессии, умение вовлечь учащихся в активный труд и другие качества влияют на мотивы усвоения содержания школьной биологии.