Мотивация учения. Часть 1.
Чтобы учащийся мог овладеть знаниями и умениями, он должен хотеть учиться. Должен — да, но захочет ли? Как этого добиться? В этом — один из важнейших вопросов педагогической деятельности.
Учение всегда носит до некоторой степени вынужденный характер (прежде всего для учащейся молодежи) и выступает как некое препятствие, которое нужно преодолеть на пути к знаниям. Учащийся обычно хорошо знает, почему надо учиться, — об этом ему напоминают педагоги, но это не всегда побуждает его к успешному учению. Надеяться на то, что желание успешно учиться возникнет само по себе, не приходится, поэтому формирование таких желаний-мотивов во многом должен взять на себя педагог.
Мотив — это внутреннее побуждение человека, учащегося к действию, учебе, работе. Сочетание мотивов, их система составляют мотивацию учения в целом. Мотивация учения и характер учебно-познавательной деятельности учащихся зависят прежде всего от того, какими целями они руководствуются, какие потребности осознают, какие побуждения к учению испытывают, как руководит развитием мотивации учащихся педагог.
Чтобы руководить мотивацией учения, развивать положительные мотивы и бороться с отрицательными, преподавателю, мастеру необходимо знать мотивы учения своих учеников. Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект.
Мотивы учения учащихся могут быть непосредственными и опосредованными.
Непосредственные мотивы связаны с живым, непосредственным интересом к самому процессу учения: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение занятий педагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремление достигнуть поставленную цель, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и т. п.
Опосредованные мотивы косвенно способствуют удовлетворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией, полноценной жизни; общественное мнение товарищей по учебе, особенно при бригадной организации учебного процесса; желание выделиться в коллективе, найти свое место среди товарищей и т. п.
Опосредованные мотивы, особенно у учащихся старших курсов, значительно преобладают над мотивами непосредственными. Это необходимо учитывать, организуя учебный процесс. Однако, если ориентироваться только на косвенное, опосредованные мотивы, пусть даже самого высокого порядка, то учеба превратится в обязанность и учебная работа будет выполняться только из чувства долга или под «нажимом». Поэтому всегда, когда позволяет содержание и организация учебного процесса, следует ориентироваться преимущественно на мотивы непосредственные.
Рассмотренные мотивы, конечно, не исчерпывают всех мотивов учения. С другой стороны, не обязательно, чтобы одновременно действовали все эти мотивы или отдельные мотивы всех групп. Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает на учащегося мобилизующее влияние и побуждает его познавательную активность.
Как было уже отмечено, положительная мотивация учащихся в значительной, если не решающей, степени зависит от того, как ее формируют, воспитывают педагоги.
Здесь прежде всего необходимо выделить влияние на учащихся личности мастера, преподавателя, их педагогического и профессионального мастерства, авторитета. Ведь зачастую первым мотивом успешного учения является уважение к своему учителю, стремление быть похожим на него. Об этом нужно всегда помнить и чаще смотреть на себя глазами своих учеников.
Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, т. е. от того, что изучается. Импульс к последующей деятельности дает только такой материал, который созвучен потребностям учащегося.