Методические материалы, статьи

Мотивация учения. Часть 2.

Проводя урок, занятия педагог должен всегда четко объяснять учащимся, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно им предстоит изучить, какова учебная задача и конечная цель предстоящей работы. Важно также, чтобы учащиеся четко осознали перспективу своей учебы и работы, связь изучаемого с ранее изученным, поверили в свои силы. При этом материал, который изучается, должен быть доступным, но достаточно сложным и трудным для усвоения на соответствующем этапе обучения, должен опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся, быть информационно и эмоционально насыщенным, обязательно нести новую информацию, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Только в этом случае содержание учебного материала получит мотивационное значение, приобретет для учащегося значимый смысл, будет вызывать глубокий интерес.

Однако содержание обучения создает только предпосылки для положительной мотивации. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но прежде всего — в процессе учебной деятельности учащихся, на уроке. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились учащийся должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе работы он будет испытывать удовлетворение, даже азарт, то можно ожидать, что у учащегося постепенно возникнет потребность к этой деятельности.

Выделим некоторые наиболее характерные способы и методические приемы, применяемые преподавателями специальных и общетехнических предметов, а также мастерами производственного обучения, для развития положительной мотивации учащихся к учебе:

  • создание ситуации новизны технических решений производственных задач на основе знаний, которые учащиеся приобретут на уроке;
  • создание на уроках проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения;
  • организация бесед и дискуссий по наиболее рациональному использованию оборудования, оснастки, приспособлений, выполнению технологических процессов, в ходе которых учащиеся убеждаются в необходимости пополнения знаний, расширения и углубления их;
  • показ и раскрытие эффективности практического применения знаний и умений, полученных учащимися ранее, в их профессиональной жизни;
  • создание ситуаций занимательности, увлеченности учащихся в процессе их учебной работы;
  • экскурсы в историю предмета, рассказ об истории открытия явления, закона, закономерности, способа, которые предстоит изучать или отработать;
  • эмоциональность педагога в процессе ведения учебного процесса;
  • одобрение и поощрение за стремление узнать больше, глубже, за способность высказывать свое мнение, свои интересы и защищать их;
  • создание условий и организации учебы таким образом, чтобы учащиеся имели возможность удовлетворить свои сложившиеся потребности, не упрекать за отсутствие таких потребностей, но создавать условия для их возникновения;
  • текущий и итоговый анализ выполнения целей занятия, поставленных педагогом и принятых учащимися;
  • постоянное стимулирование учащихся к новым достижениям в учебе и труде;
  • использование «методики успеха» — поддержание у учащихся веры в успешность учения, в свои силы и возможности;
  • стимулирование и тренировка волевых усилий учащихся в процессе их повседневной учебной работы и т. п.

Применяя эти и другие подобные им методические способы и приемы, педагог добивается формирования у учащихся широкого спектра мотивов и не допускает однобокого развития мотивационной сферы.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Kovrolin-comfort.ru - Укладка напольного покрытия - укладка ковролина, настил.. Симбиоз эстетики и практичности. Широкий выбор, в котором представлены разнообразные по качеству и художественному решению ковровые покрытия (ковролин), позволяет использовать его как один из элементов общего дизайна помещения, в котором укладка ковролина органично оттеняет основную концепцию интерьера или служит акцентом на каком-либо из его участков. Прогрессивные технологии, используемые в производстве ковролина, позволяют значительно повысить его износоустойчивость, защиту...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005