Методические материалы, статьи

Можно ли в выборе профессии полагаться только на детские увлечения?

Как сориентироваться в выборе при таком-то количестве профессий и отраслей производства тем старшеклассникам, которые ни в каких учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных, спортивных школах, станциях юных техников, фотостудиях и т.п.) после уроков в обычной школе не занимаются и даже хобби не имеют? Таких подростков нынче немало. Впрочем, тем, кто в школьные годы не посещал ничего, кроме школы, и ничем не увлекался, переживать не стоит. Опыт показывает: для большинства тех, кто в школьные годы занимался в разных кружках и секциях, их внешкольные увлечения так и остаются увлечениями, т.е. хобби. Это само по себе очень хорошо, поскольку заметно повышает общую развитость и умственную активность молодого человека. Но и делать ставку только на хобби при выборе будущей профессии вряд ли правильно.

Есть немало музыкантов, которые, ничем не уступая своим коллегам из известных оркестров, тем не менее окончательно избрали для себя другую жизненную дорогу, не связанную с музыкой. Есть и художники, которые при желании могли бы достичь в изобразительном искусстве заметных высот, но выбор остановили на других, не имеющих никакого отношения к искусству профессиях. А один из весьма авторитетных в Москве наркологов, успешно избавляющих от наркозависимости, в медицинский институт поступил сразу после окончания... театрального училища по специальности «художник театральных декораций». Причем никогда — ни в школьные годы, ни во время учебы в театральном училище — он ни на миг не задумывался о профессии врача, тем более нарколога. И никто его на художественном поприще не обидел. Просто совершенно случайно любопытный юноша познакомился со студентами медицинского института. Начал ходить к ним в гости в общежитие, потом — тоже из чисто «глупого» любопытства — на лекции и даже семинары. А на следующий год неожиданно для себя самого подал документы в этот вуз. И поступил. Возможно, ему самому себе захотелось доказать, что художник способен сдать экзамены в такой сложный, совершенно не связанный с театром институт. Но главное не это. Самое интересное, что перспективный выпускник театрального училища ни разу не затосковал о первой профессии.

Таких оригиналов, скорее всего, единицы. Но в принципе резкая смена интересов само по себе явление распространенное. Люди склонны менять сферу деятельности, приносящую материальное и моральное удовлетворение, гораздо чаще, чем того хотелось бы им самим. С одной стороны, этот факт подчеркивает важность выбора профессии в школьные годы (многие из сменивших полученную специальность поняли, что вначале ошибались). С другой стороны, человек вполне может оказаться пригодным к разным, причем совершенно между собой никак не связанным профессиям. Это должно настраивать на спокойный, взвешенный подход к оценке своих способностей и склонностей. Если в детстве вам аплодировали миллионы зрителей, не торопитесь записывать себя в будущие звезды шоу-биз-неса — есть немало отличных профессий, и среди них вполне может отыскаться та, которая сделает вас счастливым.

Кстати, многие юные кумиры своих сверстников, снявшись в школьные годы в кино в главной роли, киноактерами так и не стали. Главное — они, по-видимому, из-за этого не переживают, поскольку нашли себя в другой, не менее интересной отрасли. Так можно сказать не только о юных артистах, певцах, музыкантах, но и о юных садоводах, экологах, кулинарах, конструкторах, краеведах, спортсменах, даже трактористах и токарях. Заметьте: речь не просто о тех, кто в школьные годы занимался в соответствующих кружках и секциях. Речь о достигших в своих увлечениях весьма серьезных результатов (работы этих ребят награждались на городских, областных и даже всероссийских выставках, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах). Но так в жизни получается, что подающий надежды спортсмен становится врачом, а победитель множества олимпиад по биологии и медицине — инженером гражданского строительства.

Неправильно зацикливаться на том, что принесло успех в школьные годы. Хотя бы потому, что жизненные интересы юноши или девушки могут несколько раз измениться в течение трех-пяти лет. Хорошо бы, конечно, если бы человеку предоставлялась возможность получить две-три разные специальности. Но сегодня мы вынуждены выбирать уже в средней школе, когда происходит деление на профилирующие классы. И ошибаться нам, увы, очень накладно.

Так что же делать? Как тогда выбирать, если на школьных увлечениях зацикливаться нежелательно, а получить сразу несколько разных профессий нереально? Обратиться к интуиции, предварительно собрав как можно больше достоверной информации о разных профессиях? А вдруг она подведет?

А. Ремизов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Лучшее в интернете Человеческая память избирательна. Можно не помнить важные законы геометрии, которые проходили в школе, а вот вкус еды помнится хорошо. Особенно приятные ароматы вкусняшек и то, как их дарили или покупали.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005