Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 2.
Специфична в условиях высшей школы и реализация управленческих функций средств наглядности и ТСО. Она «включает индивидуализацию, установление обратной связи и коррекцию».
Индивидуализация осуществляется двумя путями:
- на занятиях, когда выполняются индивидуальные задания преподавателя в лингафонном кабинете, при общении студентов с компьютером и т. д.;
- внеаудиторно — без участия преподавателя.
Если по отношению к детям, подросткам и иноязычным студентам индивидуализация обучения подразумевает обычно учет особенностей усвоении материала, то при составлении индивидуальных заданий для студентов чаще всего варьируется примерно равный по степени трудности материал по общей лингвистической теме.
Обратная связь при использовании наглядности и ТСО нужна главным образом для контроля за усвоением материала или, иначе — для получения сведений о степени обученности школьников и студентов.
Что касается использования наглядности и ТСО со стороны преподавателя высшей школы, то по существу его технология не отличается от той, которую осуществляет учитель.
В наше время все чаще и чаще приходится слышать, что при обучении школьников и студентов посредством ЭВМ и через Интернет неизбежно отпадет необходимость в контактах с обучающим преподавателем. Однако вряд ли это широкомасштабно может быть осуществлено в обозримом будущем. Поэтому не следует преувеличивать значимость наглядности и ТСО в системе обучения. «Они входят в эту систему как подсистема, как часть целого».
В то же время эти средства нередко являются незаменимыми помощниками преподавателя уже потому, что представляют то, что нужно усвоить наглядно, и освобождают обучающего от ряда функций, которые как бы принимают на себя.
Слуховая наглядность и ТСО в процессе преподавания русского языка в высшей школе. Как известно, слуховые восприятия по силе воздействия обычно уступают зрительным. Однако в то же время известно, что в наиболее массовых и частых ситуациях речевого общения заметно доминирует устная речь, составляющими которой являются такие виды речевой деятельности, как слушание (аудирование) и говорение. И для активизации этой формы речи слуховая наглядность и соответствующие ТСО незаменимы, поскольку они как раз и предполагают восприятие речи на слух и отработку произносительных навыков.
Наиболее распространенная разновидность слуховой (звуковой) наглядности — звукозапись, или фонограмма.
В современной учебной практике известны три вида звукозаписи:
- на компакт-дисках;
- на специальной магнитной ленте;
- на светочувствительной фотопленке.
Последняя разновидность фонограмм в учебных ситуациях используется редко, поскольку для ее записи и воспроизведения требуется сложная аппаратура.
Наиболее удобна звукозапись на магнитофонной ленте. Она не требует для записи звука сложного оборудования. Магнитофонная запись позволяет много раз воспроизводить, а также стирать и обновлять звучащую речь. Все это создает условия для записи как чужой, так и своей собственной речи и, следовательно, для контроля, самоконтроля, изменения фрагментов текста.
С помощью магнитофона на занятиях по языку и внеаудиторно можно демонстрировать образцы речи, производить и воспроизводить запись речи самих школьников или студентов, показывать характер отклонений от орфоэпических норм и исправлять произносительные ошибки. Особенно удобно использовать фонограммы в учебных целях в лингафонном кабинете.
Лингафонное устройство (или оборудование лингафонного кабинета) состоит из пульта управления, одного или двух магнитофонов, проигрывателя и усилителя звука. Вся аппаратура соединена с рабочими местами учащихся, что позволяет записывать и демонстрировать речь самих учащихся, преподавателя и других участников речевого общения.