Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 4.

По своему назначению вербальные таблицы делятся на информативные и коммуникативно-речевые. Первые предназначены для представления лингвистической и частноязыковой информации, вторые представляют наглядный материал для формирования на его основе речевых умений и навыков.

Понятно, что ввиду преобладания на вузовских занятиях ориентации на лингвистическую и языковую компетенций здесь доминируют информационные таблицы, назначение которых — иллюстрировать и закреплять в сознании студентов нормативные и системные особенности русского языка и соответствующие параметры лингвистики. При этом такая функция правомерна как для работы над широкоформатными таблицами на лекциях и практических занятиях, так и для выполнения домашних заданий на основе соответствующих печатных пособий.

В существующих учебниках и других фундаментальных книгах по современному русскому языку и смежным лингвистическим дисциплинам, как правило, много внимания уделяется вербальным информативным таблицам.

К сожалению, если судить по фундаментальным пособиям по современному русскому языку, у преподавателей-русистов отсутствует интерес к демонстрации на занятиях межъязыковых сопоставительных таблиц. А между тем они могли бы наглядно показать существенные, системные различия между русским и другими языками.

Примером может служить сравнение падежной парадигмы имен существительных во флективно-синтетическом русском и родственном, но в то же время по своему грамматическому строю иносистемном (аналитическом) болгарском языке.

Сама технология работы по таблицам зависит, с одной стороны, от их содержания и характера, а с другой — от уровня языковой подготовки учащихся.

Так, после демонстраций представленной здесь таблицы с сопоставлением грамматических форм, соотносительных и несоотносительных по значению, и после анализа этих форм уместно предложить студентам привести примеры аналогичных словоформ.

Если демонстрируются элементарные парадигмы склонений и спряжений родного русского языка, то избыточно студентам предлагать что-либо проспрягать или просклонять самим. Исключением здесь могут быть отклоняющиеся от модели или особо трудные парадигмы. Например, количественные или порядковые числительные (1998 студентов и 1998 год).

В то же время после демонстрации таблиц с парадигмами слов старославянского, болгарского, английского и других языков целесообразно задание — просклонять или проспрягать слова этих языков по образцу.

В условиях и средней и высшей школы так же, как таблицы, широко используется схематическая наглядность.

Пользоваться условными знаками целесообразно в тех случаях, когда требуются широкие обобщения и устанавливаются типовые связи между явлениями языка.

Такая функция схематической наглядности делает понятным наибольшую уместность употребления «чистых» схем при изучении синтаксиса. Подобные схематические абстракции наглядно показывают специфику различных синтаксических единиц.

Особенно широко и, нужно признать, уместно такие схемы представлены во 2-й части учебника «Современный русский язык».

Так, под рубрикой «Многочленное сложное предложение» (автор Н. А. Николина) здесь помещен не один десяток синтаксических схем, которые не только показывают особенности синтаксических отношений между частями многочленных конструкций, но и представляют различные варианты таких отношений.

Обычно после анализа предложения-образца и соответствующей схемы на практических занятиях предъявляются многочленные предложения, по которым студенты составляют надлежащие схемы. Или, наоборот, на доске вычерчиваются схемы, а студенты по ним образуют предложения соответствующей структуры.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005