Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 5.
Нередко в вузовских пособиях по современному русскому языку и, надо полагать, в учебной практике встречаются комплексные формы графической наглядности. Такие схемы-таблицы бывают неорганическими и органическими.
В первых схематическая наглядность дается отдельно от текста таблиц, выражая те же вербальные явления языка условными знаками.
Примером неорганической схемы-таблицы служит выражение с помощью графической наглядности содержания лексико-грамматического анализа многозначных слов (автор — Е. И. Диброва).
Средством использования во время лекций или практических занятий таких схем-таблиц служит анализ соответствующих единиц того или иного аспекта русского языка и их характеристик. При этом сама технология такого анализа может быть вариативной. Рассмотрим примеры.
1. Преподаватель на основе языкового материала таблицы определяет принадлежность характеризуемых явлений языка к соответствующему разряду. При этом схема-таблица заранее воспроизводится на аудиторной доске или проецируется на нее с помощью графопроектора или эпидиаскопа.
2. Сначала производится анализ языковых единиц, а потом представляется таблица, по которой повторяется (лучше студентами) произведенный анализ.
В том и в другом случаях таблица служит ориентиром для аналогичного анализа других аспектных единиц. Например, выбирается многозначное слово «стол». По толковому словарю определяются значения этого слова, записываются (не обязательно) соответствующие примеры-иллюстрации. И далее на основе рубрик таблицы даются семантические характеристики.
Могут быть, естественно, и другие технологические варианты анализа с использованием схемы-таблицы (или «чистой» таблицы такого типа). Но в любом случае зрительная наглядность облегчает и упорядочивает аналитические действия студентов.
Несколько чаще в учебной практике используются органические схемы-таблицы, в которых схематическая наглядность неотделима от табличной (вербальной). В них условные знаки уточняют информацию таблиц или даже содержат основные сведения о явлениях языка. Например, когда эти знаки являются показателями интонационных конструкций русской речи.
Примером поясняющей и уточняющей функции схематической наглядности может служить обозначение общепринятыми условными знаками главных и второстепенных членов предложения.
Методика использования таких средств наглядности в условиях высшей школы специфична.
Если при обучении русскому языку иностранцев они должны помочь преподавателю формировать главным образом речевые умения и навыки (иначе говоря, коммуникативную компетентность), а на уроках русского языка средней русскоязычной школы — примерно в равной мере коммуникативную и языковую компетентность, то на занятиях по лингвистическим дисциплинам в высшей школе они, как правило, призваны информировать студентов о нормативных и системных признаках языка.
Так, интонационные схемы-таблицы по системе Е. А. Брызгуновой даются для того, чтобы научить иноязычных учащихся правильно интонировать высказывания.
На занятиях по русскому языку в высшей школе условные обозначения повышения и понижения голоса помогают осознать нормативные особенности ритмомелодики русской речи. Поэтому преподаватель-фонетист непременно обратит внимание студентов на то, что Е. А. Брызгунова с практическими целями несколько «округляет» типологию интонационных конструкций, что в действительности таких типовых конструкций значительно больше.