Новые подходы к обучению биологии.
Национальный проект «Образование» ориентирует педагогов на качественное обучение, воспитание и развитие личности учащихся. Результатом воспитания является накопленный ими социальный опыт, сформированная система признанных обществом ценностей, необходимых в жизни. Развитие предполагает освоение учащимися внутреннего, индивидуально-психического, внешнего, общечеловеческого потенциала с конкретными изменениями способностей и разных аспектов направленности личности — потребностей, установок, мотивов и идеалов. Важную роль в воспитании и особенно в развитии личности играет обучение. Как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, освоения способов действия, накопления опыта ценностного и творческого отношения к различным объектам при взаимодействии учащихся с учителем обучение в зависимости от возникающих социальных требований, новых идей и подходов обогащается и совершенствуется.
Реализация игрового аспекта деятельности должна обеспечивать получение учащимися умений общаться, овладевать способами самообразования, пропаганды идеи сохранения природы и поддержания здоровья. Для этого тематика игр должна быть связана с поиском решений проблемы улучшения состояния среды обитания живых существ, включая человека, интересной и значимой в образовательном плане на основе привлечения образованных людей с высокими гражданскими идеалами и морально-волевыми качествами. В сфере игровой деятельности открываются широкие возможности для творческого роста учащихся. У них возникает возможность собирать и анализировать информацию об объектах живой природы, составлять выступления от имени специалистов, формулировать вопросы, аргументировать и отстаивать свои позиции. Особое значение имеют выступления, в структуру которых включают материалы, полученные лично учащимися при исследовании живой природы в местности своего проживания.
Коммуникативный аспект деятельности выступает как интегративный фактор познания, игры, труда и культуры отношения к природе. При этом коммуникация, или общение, обеспечивает взаимодействие учащихся в коллективной работе при реализации ими общественных, личностных, психологических отношений и использование специфических средств, прежде всего языка (А. А. Леонтьев, 1999). Общение в сфере биологического образования порождается потребностями совместной деятельности учащихся, реализуемой в ходе познания различных объектов живой природы. Общение включает три взаимосвязанных процесса — коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Для того чтобы общение реализовалось во всех трех его проявлениях при обучении биологии, важно создавать определенные условия. Первое из них — актуализация мышления и поведения, когда необходимо думать, говорить, действовать. Второе — стимулирование эмоционального состояния, повышение уровня мотивации и творчества. Третье — создание ситуации обязательного речевого взаимодействия. Четвертое — ориентация обучения на психическое развитие учащихся (переключаемость внимания, анализ, аргументация и преобразование используемой информации, оптимальное ее выражение, культура речи и отношений между партнерами).
При обучении биологии это важно. Суть же гуманитаризации образования заключается в другом, а именно в приобщении учащихся к духовной культуре, творческой деятельности и методологии нового открытия.
При обучении биологии важно, чтобы учащиеся могли пользоваться эмпирическими и теоретическими методами познания живых систем, чтобы у них сложилось целостное представление о природе и естественных взаимосвязях, обеспечивающих ее деятельное функционирование. Сформированные этические отношения побуждают их к проявлению изначального чувства единения человека с природой, сочувствия и сострадания ей, привязанности и любви ко всему живому. Важным в этом смысле является раскрытие значения понятий об антропоморфизме и персонификации явлений природы. В народных произведениях разных жанров всегда осуществлялся перенос человеческих качеств и свойств на компоненты среды обитания. Они одухотворялись и наделялись нравственными чертами и признаками человеческой психики. Такой нравственный антропоморфизм не только сближает человека с окружающей средой, но и учит жить в соответствии с ее закономерностями, не ставить себя выше природы, не отрываться от нее и черпать из нее естественные установки, имеющие нравственный смысл.
См. также: