«Образование нельзя подвергать глобальным изменениям»
Каждый год родители с опасением готовятся к началу учебного года: реформа образования постоянно преподносит новые сюрпризы. О том, какие эксперименты ожидают московских школьников на этот раз, рассказала глава столичного Департамента образования Любовь Кезина.
- В этом году мэрия приняла очередную программу - «Столичное образование-4», рассчитанную на 2005-2007 годы. Что нового ждет детсадовцев и школьников?
- Я не люблю, когда спрашивают, что новенького. Считаю, систему образования ни в коем случае нельзя подвергать глобальным изменениям. Нынешняя реформа образования проходит тяжело из-за того, что на родителей обрушили шквал непонятных нововведений: ЕГЭ, бакалавр, магистр. Именно поэтому любые изменения в Москве проводятся поэтапно и постепенно. Так, мы приняли новую программу развития, к которой шли 10 лет. Это уже четвертая программа, а первые три плавно подводили всех участников образовательного процесса к тем или иным качественным улучшениям. В этой программе приоритет будет отдан выравниванию стартовых возможности детей из разных социальных групп и слоев населения, для чего, например, изменят структуру начальной школы. Но это только один из аспектов, перечислять все очень долго.
- Какой же будет теперь структура начальной школы?
- В этом году в 13 столичных школах мы попробуем сделать так, чтобы учителя начальной школы оставались со своими детьми до шестого класса в качестве классных руководителей (сейчас с первым учителем дети расстаются после третьегочетвертого класса). Но при этом дети будут ходить к разным учителям-предметникам на уроки, как это было и прежде. Таким образом школьникам облегчат переход из начальной школы в среднюю. Пока это только эксперимент, если он окажется удачным, то мы его расширим, если нет - свернем.
- А в старшей школе произойдут какие-либо изменения?
- Нет, никаких, все этапы образовательной реформы уже апробированы и знакомы ученикам и их родителям. Никаких потрясений не будет. По просьбам родителей мы в этом году предложили школам ввести на старшей ступени два новых предмета - «Основы права» и «Конституция». Пока включить их в свою учебную программу захотели 98 школ. Еще раз повторяю, что это решение добровольное и согласованное с родителями.
- Во многих школах родители вынуждены по требованию учителей самостоятельно покупать учебники. Это правомерно?
- Категорически нет! Если учитель требует от родителей покупать учебники, это свидетельствует о его непрофессионализме. В конце года учитель должен сообщить директору, какие учебники ему необходимы для следующего года. Это могут быть любые книги, рекомендованные Министерством образования. Директор составляет списки по каждому предмету, направляет их в окружное управление. Оттуда списки приходят к нам, и мы заказываем учебники у издательств. Если учитель не сделал такой заказ, значит, он не подготовился к новому учебному году. Кстати, с этого года по распоряжению мэра мы обеспечили всех учеников с первого по шестой класс облегченными учебниками. Книги разделены на две части, а в дальнейшем мы планируем разбить их по четвертям. В результате у школьника по каждому предмету будет четыре небольших учебника. Это делается для того, чтобы ребенок не носил с собой слишком тяжелый ранец. Но если с учебниками мы можем сами разобраться, то ранцы в нашу компетенцию не входят. Российская промышленность выпускает слишком тяжелые ранцы.
Мы даже подготовили к 1 сентября несколько таких школьных портфелей в подарок мэру, пусть попробует. Может после этого он поможет нам как-то решить проблему.
- Одним из главных нововведений называют нормативное финансирование учебных заведений. Что это такое и как оно отразится на учениках?
- К переходу на так называемое душевое финансирование мы готовились с 1992 года. С 1 января 2006 года учебные заведения будут получать деньги в зависимости от того, сколько у них воспитанников и какой у заведения статус. Иными словами, чем больше детей и выше статус (например, не просто школа, а с лицейскими классами), тем больше денег. При этом коммунальные расходы и затраты на питание будут оплачиваться дополнительно. Это послужит для образовательных учреждений стимулом повысить качество своей работы.
- А не получится так, что в погоне за деньгами образовательные учреждения станут принимать детей больше, чем могут обучать и вмещать?
- Есть строгие нормативы, которые обязаны соблюдать все учебные заведения. Скажем, максимальное количество детей в классе - 25 человек, в детсадовской группе может быть не больше 20 детей, а в ясельной - 15.
- Но не секрет, что этот норматив, мягко говоря, не соблюдается. Детские сады переполнены, а для того, чтобы записать ребенка в тот же сад, надо занимать очередь года за два. Как департамент планирует решить эту проблему?
- У нас действительно есть дефицит детских садов, в очереди стоят 13 тыс. детей. Поэтому в рамках программы развития мы планируем строить новые сады и реконструировать старые. Кроме того, открывать небольшие сады на первых этажах жилых домов. Мы рассчитываем решить эту проблему за два года.
- Вы сказали, что одним из приоритетов станет выравнивание стартовых возможностей детей. Эта функция будет возложена на детские сады?
- В первую очередь на них. Поэтому мы уже выпустили приказ, запрещающий средним школам вести подготовительные курсы для будущих первоклассников.
- Значит, подготовительные классы при московских школах уже незаконны?
- Совершенно верно.
- А в школах тоже переполнены классы?
- В школах, которые на хорошем счету у родителей, такая проблема, конечно, существует. Но в среднем по Москве школ у нас вполне хватает. Например, в ряде новых районов есть полупустые школы, где учатся не 500 человек, как должно быть, а от силы 30, однако это временно, пока не заселили дома. Такого, как в детских садах, в школах нет. Более того, во вторую смену у нас учатся всего 3% детей. Это при том, что всего в городе 820 тыс. учеников, то есть во вторую смену школу посещают всего около 25 тыс. детей.
- Но все-таки вторая смена есть…
- Совсем скоро ее не будет. Дело в том, что сейчас мы переживаем серьезный демографический спад, который, по подсчетам специалистов, продлится до 2008 года включительно. По сравнению с началом 1990-х годов мы ежегодно недосчитываем 20-40 тыс. учащихся. И эти цифры увеличатся. Но мы не снижаем темпов строительства новых школ. Каждый год возводится 18 новых больших зданий общеобразовательных учреждений.
- Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко на днях заявил, что лишь 40% российских школ готовы к началу учебного года. В Москве есть школы, не соответствующие требованиям санитарных и пожарных норм?
- Я официально заявляю, что в Москве все образовательные учреждения готовы к началу учебного года. Абсолютно все прошли проверки Роспотребнадзора и пожарных служб без каких-либо нареканий.
- Как вы относитесь к предложению первого заместителя министра внутренних дел Александра Чекалина создать в каждой школе кабинеты милиции?
- Я об этом мечтаю уже лет десять. Впервые я такие кабинеты увидела в Америке и просто загорелась этой идеей. Во-первых, милиция будет знать свой контингент, а во-вторых, ребята смогут напрямую обращаться к своему милиционеру с проблемами. Это решило бы много вопросов. Но скажу вам честно, Юрий Михайлович (столичный мэр Лужков) меня не поддерживает, говорит: «Ишь, Кезина хочет в каждой школе по милиционеру посадить». Однако я предложения Чекалина более чем поддерживаю.
- А все требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений выполнены?
- Сегодня это первостепенная задача. Мне ежедневно докладывают о том, сколько образовательных учреждений оснащено «тревожными кнопками» и обнесено заборами. Заявляю, что все учебные здания - и частные, и государственные - оснащены сигнализацией и огорожены. По вызову милицейский наряд прибывает в школу в течение семи минут. У нас есть несколько новых школ и детских садов, где еще не работают телефоны, но и там уже установлены «тревожные кнопки», они подключены по радиоканалу. Кстати, хочу предупредить родителей: директорам школ и детских садов дано строгое указание немедленно вызывать милицию, если ближе чем в 50 м от здания будет припаркован автомобиль. Это диктуется элементарными правилами безопасности.