Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Часть 3.
Ученый-методист Л. П. Федоренко в генезисе речевого развития ребенка выделяет четыре степени способности обобщения:
- нулевая — дети, начинающие говорить, первого/второго года жизни усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом; слова воспринимаются ими как имена собственные;
- первая — дети к концу второго года жизни понимают обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств, т.е. воспринимают слова как имена нарицательные;
- вторая — дети к трем годам понимают смысл слов, обозначающих родовые понятия: мебель — стул, стол, шкаф, игрушка — мяч, кукла, кубик; понимают смысл имен существительных, называющих действия и признаки, например: хождение, плавание, бег, краснота, чернота;
- третья — дети к пяти-шести годам понимают слова, обозначающие родовые понятия для слов высокой степени обобщения, например: растения — деревья, травы, лишайники; вещи — игрушки, посуда, мебель; плоды — овощи, фрукты, злаки.
Дети к школьному возрасту начинают овладевать четвертой степенью обобщения, т.е. способностью осмысливать слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Это очень важно понимать учителю, так как следы чувственного восприятия не исчезают полностью и человек, постигая значение языковой конструкции, слова, предложения, в первую очередь в сознании выстраивает некий образ, опираясь на уже имеющиеся в его опыте представления. Ученые доказали, что формирование словарного состава в сознании ребенка идет постепенно. Сначала накапливаются отдельные знаки: за образом конкретного предмета закрепляется название; затем устанавливаются устойчивые связи между знаками, они накапливаются и упорядочиваются и только после обобщения в сознании человека формируется трех-компонентная структура: чувственный образ предмета — семантическое представление о предмете — слово.
По мнению ученого-психолога А. Р. Лурии, для растущего ребенка овладение языком как общепринятой системой кодов, обозначающих предметы и их отношения, позволяет вводить эти предметы в известные системы или категории, что ведет к формированию у ребенка отвлеченного мышления или «категориального сознания».
Уже на начальном этапе обучения школьники знакомятся с языковой системой и ее единицами на всех уровнях: звуками и буквами на фонетическом и графическом уровне, словом — на лексическом, частями слова — на морфемном, частями речи — на морфологическом, предложением, словосочетанием — на синтаксическом. Школьники получают первые представления о тексте как особой единице языка.
Изучение всех сторон языка во взаимосвязи позволяет сформировать у школьников представление о языке как сложном, развивающемся явлении, имеющем разные уровни, которые находятся между собой во взаимодействии. Такое восприятие сущности языка, даже в его элементарной форме, закладывает фундамент дальнейшего успешного обучения в среднем звене школы.
Традиционно в программу по русскому языку для начальной школы включен раздел «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», который в каждом классе (с I по IV) представлен пятью подразделами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». Изучение основных тем носит «сквозной» характер и охватывает все годы обучения. Однако в каждом классе выделяются и ведущие темы.
В I классе значительное место занимает усвоение фонетики и графики, поскольку учащиеся овладевают процессом чтения и письма, у них формируются каллиграфические умения.
Во II классе по-прежнему в центре остается изучение основ фонетики и графики, так как решается задача развития и совершенствования навыков грамотного письма, навыков культуры устной речи.
В III классе в качестве ведущего направления работы выступает изучение морфемного состава слова и частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.
В IV классе основное внимание уделяется изучению частей речи, формированию навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов.