Обучение и развитие. Часть 3.
Готовясь к занятию, необходимо внимательно разобраться, каким путем можно наиболее рационально прийти к выполнению задания, как найти общую стратегию решения задачи, какие умственные действия при этом необходимо совершить (учитывая реальный уровень знаний и развития учащихся). Такой анализ позволит раскрыть учащимся технологию мышления в ходе выполнения учебных заданий. Вот почему преподавателю, особенно начинающему, нужно решить все задачи, выполнить все расчеты и доказательства, которые он будет предлагать учащимся, а мастеру лично выполнить все виды сложных работ.
Проанализировав таким образом собственную умственную деятельность, педагог может доходчиво и убедительно объяснить учащимся, как осуществлять поиск решения, строить ход рассуждений, какие пробы производить, почему отказываться от одних и предпочитать другие, как находить выходы из тупиковых ситуаций. Учащиеся при этом осваивают процессы поиска, осознанно понимают источники возникновения решения, осознанно выполняют действия.
Для успешного развития опыта мышления учащихся необходимо, во-первых, чтобы они имели определенный запас знаний — это непременное, необходимое условие процесса мышления. Во-вторых, они должны владеть теми умственными операциями, с помощью которых приобретаются знания и, естественно, происходит процесс мышления: анализ — вычленение существенных признаков предметов и явлений; сравнение существенных свойств и признаков и выявление черт сходства и различия; синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков предметов и явлений в единое целое; рассмотрение предмета с разных сторон; способность объяснить сущность действий, решений, применяемых приемов; планирование предстоящих действий (умственных и практических).
Обучение мышлению — это решение определенных мыслительных задач, проблем. Вводя в учебный процесс ту или иную задачу, задание, педагог всегда должен отдавать себе отчет, каковы ее требования к мышлению, т. е. какие по составу и последовательности выполнения мыслительные операции нужно совершить, в чем особенности их применения, спроектировать мыслительную деятельность учащихся и руководить, управлять ею в процессе решения задачи.
Не всякая учебная задача есть задача мыслительная. Мыслительная задача — это такая, которая не может быть решена путем прямого использования ранее усвоенных знаний и требует существенного преобразования предложенного условия. Если учащиеся поставлены в условия необходимости решать реально жизненные или технически важные проблемы, задачи, то педагогический эффект от этого несомненен. Даже если учащийся дает неправильный ответ, им уже сделан шаг в развитии ума, и в следующий раз результат будет выше.
В процессе решения мыслительных задач необходимо постоянно регулировать умственную нагрузку учащихся. Чем больше напрягается учащийся, тем труднее ему удержать мысль и предмет мышления. Поэтому нужно разумно дифференцировать мыслительные нагрузки в зависимости от трудности решаемых задач, проблем, а также возможностей конкретных учащихся. С другой стороны, нужно опасаться «недогрузить» мозг, чем «перегрузить» его. «Недогруз» мозга чаще всего приучает учащихся к ограниченности мышления, к привычке мыслить шаблонами, отказу от нового, творческого.
См. также: