Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 1.

Обучение произношению русской речи подразумевает постановку артикуляции звуков, ударения, ритмики, интонации и в итоге овладение всей фонетической системой русского языка.

При обучении произношению различают постановку и коррекцию. Традиционно постановку соотносят с начальным этапом обучения, а коррекцию — с продвинутым этапом. Однако ни постановки, ни коррекции в чистом виде не встречается, поскольку они взаимосвязаны и используются на всех этапах обучения.

Наиболее целесообразно на начальном этапе закладывать основы произношения, а далее их совершенствовать.

В конце первого этапа обучения учащиеся должны уметь:

  • читать слоги, слова, словосочетания, предложения и короткие тексты;
  • задавать вопросы по изучаемой теме и отвечать на них;
  • составлять короткие высказывания по знакомым ситуациям.

Таким образом, предполагается развитие навыков устной речи, чтения и письма.

Как при постановке, так и при коррекции произнесение звука начинают изолированно и в отдельных слогах. Закрепление артикуляции происходит в словах и во фразах (именно в предложениях язык материализуется как средство общения) от наиболее благоприятной, легкой позиции к наименее благоприятной, трудной. С самого начала обучающиеся должны научиться строить фразу, использовать ее в качестве минимальной функциональной единицы.

При обучении произношению русской речи следует учитывать особенности артикуляторной базы как русского, так и родного языка учащихся (далее это будет продемонстрировано на примере русского и английского языков). Сопоставительный принцип описания является ведущим в предлагаемой методике преподавания русского языка иностранцам. Сравнительно-сопоставительный анализ контактирующих языков позволяет определить причину акцента и найти наиболее оптимальные пути его устранения. Это связано с устойчивостью нарушений, обусловленных действием интерференции, и дает возможность преподавателю экономно отобрать и определить способ подачи фонетического материала.

Предпочтение отдается таким вводно-фонетическим курсам, которые, с одной стороны, являются фонетико-лексико-грамматическими, т. е. комплексными, а с другой — коммуникативно направленными, использующими приемы скрытого и открытого управления артикуляцией и восприятием.

Фонетический материал первого года обучения включает темы:

  • согласные и гласные в разных позициях;
  • сочетания согласных;
  • сочетания гласных;
  • произношение грамматических форм;
  • ритмические модели многосложных слов;
  • слова с постоянным и подвижным ударением;
  • слитность произнесения слов в синтагме;
  • безударные слова и слова с ослабленным ударением;
  • закономерности синтагматического членения;
  • центры интонационных конструкций;
  • правила чтения.

В соответствии с видами речевой деятельности упражнения делят на слуховые, артикуляторные и упражнения, направленные на развитие техники чтения. К слуховым относятся упражнения на различение и опознание. В упражнениях на различение тренируемый звук, ритмическая модель и т. п. находится в одном из предъявляемых попарно слов или предложений, а в упражнениях на опознание — в отдельно предъявляемых словах и предложениях.

Выделяют постановочные упражнения и упражнения на закрепление. В постановочных упражнениях звук произносится сначала в слоге, затем в слове в легчайшей позиции. Упражнения на закрепление — это произношение и чтение слогов, знакомых и незнакомых слов с несколькими трудностями, ответы на вопросы, чтение предложений.

О. Рогожина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005