Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 1.
Обучение произношению русской речи подразумевает постановку артикуляции звуков, ударения, ритмики, интонации и в итоге овладение всей фонетической системой русского языка.
При обучении произношению различают постановку и коррекцию. Традиционно постановку соотносят с начальным этапом обучения, а коррекцию — с продвинутым этапом. Однако ни постановки, ни коррекции в чистом виде не встречается, поскольку они взаимосвязаны и используются на всех этапах обучения.
Наиболее целесообразно на начальном этапе закладывать основы произношения, а далее их совершенствовать.
В конце первого этапа обучения учащиеся должны уметь:
- читать слоги, слова, словосочетания, предложения и короткие тексты;
- задавать вопросы по изучаемой теме и отвечать на них;
- составлять короткие высказывания по знакомым ситуациям.
Таким образом, предполагается развитие навыков устной речи, чтения и письма.
Как при постановке, так и при коррекции произнесение звука начинают изолированно и в отдельных слогах. Закрепление артикуляции происходит в словах и во фразах (именно в предложениях язык материализуется как средство общения) от наиболее благоприятной, легкой позиции к наименее благоприятной, трудной. С самого начала обучающиеся должны научиться строить фразу, использовать ее в качестве минимальной функциональной единицы.
При обучении произношению русской речи следует учитывать особенности артикуляторной базы как русского, так и родного языка учащихся (далее это будет продемонстрировано на примере русского и английского языков). Сопоставительный принцип описания является ведущим в предлагаемой методике преподавания русского языка иностранцам. Сравнительно-сопоставительный анализ контактирующих языков позволяет определить причину акцента и найти наиболее оптимальные пути его устранения. Это связано с устойчивостью нарушений, обусловленных действием интерференции, и дает возможность преподавателю экономно отобрать и определить способ подачи фонетического материала.
Предпочтение отдается таким вводно-фонетическим курсам, которые, с одной стороны, являются фонетико-лексико-грамматическими, т. е. комплексными, а с другой — коммуникативно направленными, использующими приемы скрытого и открытого управления артикуляцией и восприятием.
Фонетический материал первого года обучения включает темы:
- согласные и гласные в разных позициях;
- сочетания согласных;
- сочетания гласных;
- произношение грамматических форм;
- ритмические модели многосложных слов;
- слова с постоянным и подвижным ударением;
- слитность произнесения слов в синтагме;
- безударные слова и слова с ослабленным ударением;
- закономерности синтагматического членения;
- центры интонационных конструкций;
- правила чтения.
В соответствии с видами речевой деятельности упражнения делят на слуховые, артикуляторные и упражнения, направленные на развитие техники чтения. К слуховым относятся упражнения на различение и опознание. В упражнениях на различение тренируемый звук, ритмическая модель и т. п. находится в одном из предъявляемых попарно слов или предложений, а в упражнениях на опознание — в отдельно предъявляемых словах и предложениях.
Выделяют постановочные упражнения и упражнения на закрепление. В постановочных упражнениях звук произносится сначала в слоге, затем в слове в легчайшей позиции. Упражнения на закрепление — это произношение и чтение слогов, знакомых и незнакомых слов с несколькими трудностями, ответы на вопросы, чтение предложений.