Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 4.
Начальный этап при изучении русского языка как иностранного является во многом определяющим, так как именно на этом этапе происходит закладка основных механизмов речевой деятельности на иностранном языке. Задача среднего этапа — корректировка знаний, полученных на начальном этапе и увеличение их объема за счет расширения фактических знаний. На продвинутом этапе, с одной стороны, происходит значительное снижение интереса к вопросам грамматики, с другой стороны, ранее полученные знания позволяют обратиться к сложным вопросам грамматики, например к стилистически обусловленному функционированию отдельных форм и конструкций, типов предложений. При изучении грамматики необходим учет принципа практической направленности и мотивации обучения. Значительными факторами в данном случае являются система критериев отбора грамматического материала, а также способ подачи материала.
Основной задачей начального этапа изучения русского языка как иностранного является создание базы знаний, необходимой для обеспечения коммуникации в учебной ситуации и обеспечение переноса этих знаний на однотипные ситуации в условиях реального общения. Обучение должно строиться на коммуникативно значимых высказываниях. Начальный этап должен иметь системный характер работы над грамматическим материалом, что заключается в строгом ограничении набора языковых единиц. Такое ограничение материала позволяет учитывать коммуникативную значимость языковых явлений и предполагает возможность обобщения полученных знаний.
При отборе грамматического материала на начальном этапе учитываются следующие факторы:
- употребимость, т. е. частотность;
- стилистическая нейтральность;
- эталонность (например, при изучении средств выражения места целесообразнее обратить внимание прежде всего на употребление форм предложного падежа существительных типа дом, квартира, а не типа санаторий, площадь, отличающихся особенностями при употреблении);
- необходимость ограничения лексического минимума;
- факторы возможной интерференции.
В то же время именно на начальном этапе учащиеся должны получить представление о системе изучаемого языка в целом.
Содержание грамматического минимума начального этапа:
1) Имя существительное: род, число, одушевленность (неодушевленность), типы склонений.
2) Имя прилагательное: род, число, типы склонений, разнообразие форм — полные и краткие — и различие их функций в предложении, формы степеней сравнения.
3) Имя числительное: типы склонений, сочетание с существительными и прилагательными.
4) Местоимение: род, число, типы склонений, классификационные типы и их функции в предложении.
5) Глагол: спряжение, вид, время, возвратность, разнообразие форм — причастия полные и краткие, действительные и страдательные, деепричастия, формы повелительного наклонения, зависимый и независимый инфинитив — и различие их функций в предложении.
6) Наречие: формы степеней сравнения.
7) Предлоги.
8) Союзы.
9) Простое (в том числе и осложненное причастным оборотом) и сложное предложения.
10) Предложения, различающиеся по грамматической структуре и набору элементов (например, предложения личные и безличные).
11) Сведения о некоторых словообразовательных моделях (например, образование видовых форм глагола типа делать -сделать, форм числа типа книга - книги, дом - дома, стул -стулья, большой - большие, форм прилагательных типа студент - студенческий, дерево - деревянный).