Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 5.

Все грамматические формы и конструкции вводятся не изолированно, а на синтаксической основе и предъявляются в виде предложений. Такой принцип организации языкового материала позволяет:

  • реализовать коммуникативную направленность в обучении, так как учитывает процессы, происходящие непосредственно в речевой деятельности носителей языка;
  • объединить в учебном материале смысловую характеристику изучаемых явлений и лингвистические факторы, значимые для оформления содержания высказывания.

Кроме того, при изучении грамматики на начальном этапе необходимо применять принцип поступательности — введение материала с переходом от простого к сложному. Это означает, что грамматический минимум — обязательная, но не конечная цель в изучении и обучении русскому языку как иностранному.

Подачу грамматического материала целесообразно производить на речевых образцах, т. е. на таких предложениях, которые могут использоваться в качестве модели для построения однотипных фраз путем варьирования составляющих их грамматических компонентов и различного лексического наполнения. Речевые образцы должны отвечать требованиям типичности и коммуникативности, причем коммуникативность представляется в смысловой законченности и адекватности ситуации общения или контексту в целом.

Выделяют следующие этапы использования речевых образцов:

1. Презентация грамматического материала на примере речевых образцов.

2. Презентация функционирования речевых образцов на примере микротекста.

3. Обработка навыков употребления речевых образцов.

4. Закрепление навыков вариативного лексического наполнения речевых образцов.

5. Перенос речевых навыков на ситуацию общения, приближенную к реальной (условно-коммуникативный уровень).

6. Выход в самостоятельное речевое творчество (коммуникативный уровень).

Лексически и ситуативно обусловленный грамматический материал может использоваться только тогда, когда он достаточен для построения не менее 7-10 вариативных фраз (число Миллера), базирующихся на основе данного речевого образца. Те конструкции, которые имеют специфическую структуру, не поддающуюся полноценному объяснению, отработке и употреблению в полном объеме на начальном этапе, т. е. в том случае, когда по образцу невозможно составить достаточное количество фраз, даются на запоминание аналогично готовым лексическим единицам: У нее есть дети. Меня зовут Иван.

На начальном этапе учащиеся получают представление о языковой системе в целом. Знания эти должны быть достаточными для выхода в реальную коммуникацию. Отбор языкового материала согласуется с принципом практической направленности, а введение материала происходит постепенно, на базе речевых образцов, которые являются единицами представления учебного материала.

Продвинутый этап обучения грамматике предполагает иной принцип подхода к организации изучаемого материала и методам его подачи. На этом этапе обучения учитывается степень овладения учащимися теми основами грамматической системы русского языка, которые составляли предмет изучения на начальном этапе. Нередко возникает необходимость активизировать навыки употребления грамматических форм за сравнительно короткий срок, чтобы обеспечить возможность дальнейшего, более углубленного изучения грамматического строя русского языка. С этой точки зрения полезно провести корректировочный курс по грамматике, совмещенный с интенсивным курсом развития речи, с целью повторения базового грамматического материала.

В дальнейшем курсе грамматики принцип отбора материала связан с изучением наиболее трудных для иностранцев грамматических явлений русского языка, выделенных многолетней практикой преподавания русского языка как иностранного. Перечень этих трудных грамматических явлений определяется тем, что грамматические формы, предлагаемые для более пристального изучения на уроках русского языка как иностранного, не имеют в большинстве случаев прямых аналогов в других языках и требуют объяснений с привлечением большого количества примеров, а также учета особенностей лексического и стилистического плана, влияющих на употребление тех или иных грамматических форм речи.

Л. Вольская



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Итак, в каких случаях человеку лучше купить диплом университета, а не техникума.. Перейти к Ценам или Гарантиям. Сегодня на рынке появилось множество компаний, предлагающих купить готовые дипломы об образовании – купить диплом университета, колледжа, техникума и других образовательных учреждений высшего профессионального, средне-технического или средне-специального уровня. Как известно, причины, по которым человеку может понадобиться купить уже готовый диплом, могут быть самыми разнообразными.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005