Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Типы упражнений при обучении грамматике.

Грамматический материал (формы и конструкции) в рамках занятия по русскому языку как иностранному на начальном этапе должен быть представлен с разных сторон:

  • как единица представления учебного материала (речевой образец);
  • как единица, подлежащая контролю с точки зрения понимания (презентация в микротексте);
  • как единица, подлежащая обработке (презентация в системе упражнений);
  • как единица употребления в акте коммуникации.

Конечной целью учащегося является выход в акт реальной коммуникации. Это невозможно без предварительной выработки навыков использования, производимой в упражнениях, различных по своим целям и задачам, а также по структуре, объему, степени самостоятельности учащегося.

Грамматические навыки учащегося подразделяются на языковые и речевые. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Игнорирование первичного этапа (выработка языковых грамматических навыков) неизбежно приведет не только к загрязнению речи учащегося, но и к разрушению полноценности акта коммуникации, к потере и искажению смысла. В связи с этим необходимо определить систему упражнений, направленных на создание полноценной грамматической базы.

Такая система упражнений может быть представлена следующим образом:

1) упражнение на понимание и 2) упражнения по отработке - уровень выработки языковых грамматических навыков; 3) упражнения по использованию грамматических навыков - уровень выработки речевых

Упражнения на понимание — это упражнения, в которых исключен элемент самостоятельного творчества. Количество самостоятельно производимых операций сведено к минимуму. В то же время эти упражнения должны иметь коммуникативную ориентацию и не носить сугубо формальный характер. Задания могут быть сформулированы следующим образом:

Выразите свое согласие. Образец: Вы живете в Москве? — Да, в Москве. У него есть словарь? — Да, у него есть словарь.

Или: Уточните сказанное. Образец: Он живет в Москве — Где он живет? В Москве?

На первый взгляд, упражнения этого типа настолько просты, что у начинающих преподавателей может возникнуть искушение пренебречь ими. Однако пользу этих упражнений на начальном этапе трудно переоценить, если не забывать, что русский язык как иностранный — один из сложнейших языков мира, и психологическая нагрузка на учащегося на уроке осмысления грамматических явлений ложится огромная. Первоначальное осмысление фактов языка значительно сэкономит время на всех последующих этапах изучения русского языка как иностранного.

Упражнения по отработке, автоматизации навыков использования грамматических форм или конструкций могут быть представлены в нескольких разновидностях.

Упражнения на использование грамматических единиц в акте коммуникации представляют собой заключительный этап отработки грамматических навыков и подводят учащихся к условному акту коммуникации. Следующий этап — акт реальной коммуникации вне аудитории.

Особенностью данного типа упражнений является отсутствие заданности языковой формы. Учащийся получает свободу действия, что позволяет создать условия имитации реальной ситуации общения.

Целесообразно ориентировать упражнения на определенную ситуацию, например изучение локативного значения форм винительного падежа существительных или употребление глаголов движения в рамках разговорной темы «Город, в котором я живу». Такая комплексная лексико-грамматическая подача материала на начальном этапе изучения русского языка как иностранного — сильнейший стимул усвоения грамматического материала, соответствует принципу коммуникативности в обучении.

В системе упражнений должны быть представлены уровни, различающиеся по степени возрастания самостоятельности операций: от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Пренебрежение отдельными этапами в выработке навыков использования грамматических единиц приводят к снижению уровня знаний учащихся.

Л. Вольская

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Маммопластика Пластические операции на молочных железах налагают некоторые ограничения в послеоперационном периоде. После операции женщине потребуется носить специальное компрессионное белье (бюстгальтер) в течение 15-30 суток, которое желательно приобрести заранее. Не рекомендуется использовать бюстгальтеры с проволочным каркасом.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005